На заре христианской жизни Божественная литургия и таинство Крещения были неразрывно связаны: Крещение было частью богослужения. В современной жизни мы привыкли к тому, что таинство совершается индивидуально. Почему это неправильно и зачем в Симбирской епархии возрождается традиция совершения Крещальных литургий? Беседуем с митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином.
– Владыка, Крещальная литургия является одной из древних христианских традиций. Как и когда она зародилась?
– В древности все богослужения, которые были связаны с вхождением человека в Церковь, то есть с таинствами Крещения и Миропомазания, совершались в присутствии членов общины. Крещение органически входило в саму ткань богослужения. Раньше новых членов Церкви крестили накануне праздников Крещения Господня (Богоявления) и Пасхи. Об этом сейчас свидетельствуют службы навечерия Богоявления и Великой Субботы – в них есть элементы, напоминающие о крещении большого количества людей. На Литургии Великой Субботы это чтение пятнадцати паремий – отрывков из Ветхого Завета. Паремии читали для членов общины, которые находились в храме, пока в баптистерии совершалось таинство Крещения. В эти дни на Литургии вместо обычного Трисвятого пели крещальный гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» – на ряде служб мы слышим его и сейчас.
– Каковы отличия Крещальных литургий, проводимых много веков назад, от Крещальных литургий, совершаемых в наши дни?
– Вхождение в Церковь всегда происходило в присутствии всей общины или ее большей части. С возникновением христианских государств и с установившейся (сначала в качестве исключения, а потом повсеместно) практикой крещения младенцев Крещение постепенно стало частной требой, на которую собираются члены семьи.
– Владыка, почему Вы решили возродить проведение Крещальных литургий в Симбирской епархии? В чем, на Ваш взгляд, заключается их главная ценность?
– Крещальная литургия сегодня – это вовсе не стремление вернуться к древним, архаичным формам. Это попытка вернуть Крещению общинное измерение, которое было ему всегда присуще: чтобы люди, стоящие в церкви, понимали, что это касается и их тоже. К сожалению, церковная жизнь постепенно, но неуклонно индивидуализируется, сводится к отношениям типа «я и Бог» (или «…то, что мне кажется Богом»), и чтобы «никто не мешал». Мы сегодня часто говорим о необходимости воссоздания общинной жизни – печалимся, что ее у нас нет, находим этому массу причин, начиная от условий нашей жизни и заканчивая «виной» священноначалия… Но на самом деле главной причиной является крепнущий индивидуализм: люди не хотят общения, единства, близости друг ко другу. Иногда приходится слышать: «Я люблю ходить в церковь, но чтобы там никого не было». Некоторые даже на службу не ходят, потому что им «мешают»: поют, читают, включают свет. Многим кажется, что достаточно зайти, поставить свечку, постоять в тишине перед иконами и больше ничего не надо. Но это неправильно.
Кроме того, Крещальные литургии совершаются после оглашения, практически исчезнувшего института в нашей Церкви. Оглашение – это научение основам веры. Сегодня оно не такое продолжительное и основательное, как было в древности. Тогда люди от сорока дней до года посещали беседы, слушали объяснения Символа веры, знакомились со Священным Писанием – и только потом принимали таинство Крещения, то есть входили в Церковь осознанно.
Сегодня же люди часто приходят и просят крестить ребенка, ничего не зная и не желая знать о вере. Это ненормальная ситуация. У нас мало некрещеных людей, практически все русские люди крещены, но где они? В храмах их нет. При разных социальных опросах они говорят: «Я православный», – но этим их православие исчерпывается. Конечно, хорошо, что у них есть такая самоидентификация, но она ничего не дает в отношении веры и спасения.
И третье важное обстоятельство. На Крещальной литургии мы крестим взрослых людей так, как полагается по канонам Церкви, – полным погружением. Канонические правила и церковное предание говорят о том, что крещаемый должен быть трижды погружен в воду во образ трехдневного погребения и Воскресения Христа. В Крещении мы спогребаемся с Ним для греха и воскресаем для новой жизни.
Поэтому служение Крещальных литургий в нашей епархии – это попытка вернуть таинству Крещения правильное измерение: катехизическое, общинное, канонически обоснованное. Я совершенно не обольщаюсь, что это радикально изменит общую ситуацию. Но я думаю, что это принесет пользу. Всегда, когда мне приходится крестить, вижу, что люди очень хорошо воспринимают Крещальную литургию: они начинают понимать, что это больше, чем простая треба. Думаю, в этом главная ценность.
– Практика совершения Крещальных литургий – что она дает лично Вам?
– Я считаю, что Крещение должен совершать архиерей, это одна из его обязанностей с древних времен. Эта практика приносит мне удовлетворение, потому что я занимаюсь своим непосредственным делом и имею возможность общаться с людьми, которые сознательно приходят к Богу. При этом я могу оценить уровень катехизической подготовки оглашенных в наших храмах.
– Что представляет собой богослужение таким чином? В чем его особенность?
– Накануне совершается оглашение, проводится исповедальная беседа с людьми. А само Крещение совершается во время чтения часов и пения антифонов. Крещение и Миропомазание заканчиваются к тому моменту, когда на Литургии уже совершен малый вход и поются тропари. Архиерей вместе с новокрещеными выходит из баптистерия и останавливается около западного входа в храм, где дает возглас: «Яко свят еси, Боже наш…». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». Войдя в храм под это песнопение, архиерей следует в алтарь, а новокрещеные занимают место под солеей. Далее совершается Божественная литургия по обычному чину, только к рядовым чтениям добавляется чтение крещальных Апостола и Евангелия. Новокрещеные поминаются поименно на сугубой ектении и на великом входе, а в завершение Литургии причащаются Святых Христовых Таин. После этого священник вновь отводит их в баптистерий, где совершается омовение мира и окончание таинства.
– «Индивидуальное» таинство Крещения и Крещальная литургия различны по настроению. В первом случае присутствуют только самые близкие, во втором таинство совершается на глазах у всех прихожан. Как сделать выбор между соборностью и сокровенностью?
– Мы объясняем желающим креститься суть Крещальной литургии, но никого не заставляем в ней участвовать, если человек не хочет, чтобы таинство совершалось на глазах у других людей. Наши баптистерии открыты для крещения взрослых и в индивидуальном порядке. Все городские священники знают, что могут приехать и совершить таинство в баптистерии. Здесь важнее возвращение к каноническому правилу совершения Крещения полным погружением.
– Участие в Крещальной литургии требует особой подготовки?
– Вообще, участие в Литургии требует подготовки, а принятие Крещения – тем более. Я уже сказал, что эта подготовка называется оглашением. Мы стараемся дать людям правильное представление о сути таинства. Как сказано в чине монашеского пострига: «Виждь, кого отрицаешися и к Кому приступаеши». Эти слова уместны и для таинства Крещения, потому что человек отрицается сатаны и приступает к Богу, дает Ему обещание чистой совести. Это очень важно, нужно осознавать всю меру ответственности. Нельзя относиться к святому таинству как к простой формальности или старинному обычаю: вот, над тобой что-то попели, почитали, побрызгали, помазали, и все, ты – «православный христианин», но больше не вспоминаешь ни о Боге, ни о Церкви, ни о вере, ни о заповедях… Это, конечно, профанация, и ничего доброго она не принесет.
– Владыка, замечаете ли Вы, что отношение людей к таинству Крещения меняется в последнее время? Если да, то в какую сторону?
– Я уже сказал, что отношение людей к Церкви, как и ко всему в жизни, индивидуализируется и коммерциализируется. Это общая тенденция. И наша задача если не полностью ее переломить, то хотя бы замедлить ее развитие, достучаться до тех людей, которые еще способны воспринять здравое учение (см.: 2 Тим. 4, 3). Отгораживание друг от друга проявляется сегодня в любых отношениях, даже семейных. Это признак нашего времени. Церковь пытается этому противостоять настолько, насколько позволяют ее возможности.
Но есть те, кто слышит голос Божий, звучащий в их сердце. Иногда я даже удивляюсь, насколько искренне, глубоко, открыто воспринимают некоторые люди все, что связано с Богом и Церковью, даже при том, что находятся в не располагающих к этому условиях.
– Крещальная литургия проходит красиво, торжественно. Эта атмосфера помогает человеку сосредоточиться на смысловых моментах таинства?
– Литургия, вообще богослужение и должно быть красивым и торжественным. Но мы не ставим перед собой задачу внешним благолепием воздействовать на чувства человека. Знаете, в атеистической литературе времен моей юности всегда писалось о том, что такие-сякие «церковники» собирают большие хоры, надевают красивые одежды, устраивают всякие церемонии для того, чтобы человек смотрел, открыв рот. Но современного человека какими-то внешними эффектами уже давно не удивишь. Думаю, что сосредоточение на смысловых моментах таинства — это результат правильного оглашения, научения истинам веры. Очень хорошо, когда и во время Крещения совершающий таинство священник или архиерей объясняет какие-то моменты, чтобы люди понимали, что происходит. Это очень помогает, знаю по опыту и обычно стараюсь комментировать то, что делаю. У людей сразу появляется определенная глубина восприятия.
– Как часто планируется проведение Крещальных литургий? Они всегда будут приурочены к какому-то значимому празднику?
– Сейчас происходит так. Все взрослые люди, желающие креститься, обращаются в храм по своему выбору, где проходят огласительные беседы. После этого им предлагают принять Крещение в ходе Крещальной литургии. Когда набирается достаточное количество людей (от пяти человек), мы выбираем удобный для всех день (обычно это суббота, выходной) и проводим богослужение. Надеемся, что сможем совершать его хотя бы раз в месяц. Кроме того, Крещальные литургии планируется проводить по традиции накануне Рождества, Крещения Господня и Пасхи.
– На сегодняшний день баптистерии есть в двух храмах города: в Воскресенско-Германовском и в храме святого апостола Андрея Первозванного. Будут ли сооружены баптистерии в других храмах?
– В Ульяновске, я думаю, по одному баптистерию на обеих сторонах Волги вполне достаточно. В них мы крестим прихожан и других храмов города, и пока этого хватает.
– Будут ли проходить Крещальные литургии в области, селах?
– В области и селах Крещальные литургии проходить могут. Главное, чтобы у священника было понимание, что таинство необходимо совершать полным погружением. В летнее время можно крестить в открытых водоемах — реках, озерах, прудах. В некоторых местах так и делается. Или священник может приехать со своими оглашенными в город, в баптистерий.
К сожалению, в нашей Церкви закрепилась чудовищная практика, когда взрослых людей крестят другими «способами», чаще всего окроплением. Эта традиция объяснима, но от этого она не перестает быть беззаконием. Россия долгое время была православной страной, в которой практически всех людей крестили во младенчестве. Поэтому в большинстве храмов обычно была лишь купель для младенцев. Что говорить о временах, когда храмов практически не осталось и крестили чаще всего полулегально: на квартирах, в деревенских церквях, подальше от города. И за долгие годы батюшки привыкли к практике, которая не требует дополнительных усилий: взять немного водички и покропить. Не только взрослых, но и детей так крестили: окропляли из мисочки, чтобы не возиться, наливая полную купель.
Сегодня ко мне часто обращаются люди, миряне, которых когда-то крестили таким способом. И теперь, когда они начинают интересоваться церковной жизнью, разбираться в ней, у них возникают сомнения — крещены ли они? Многие желают повторить свое крещение с тем, чтобы оно было совершено полным чином. Но я не могу этого советовать, потому что в Символе веры мы говорим: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Церковь считает их крещеными, веруя в то, что благодать Святого Духа восполняет то, что не сделано нерадивым священником. И все же от практики крещения окроплением необходимо уходить.
– Владыка, какое напутствие Вы можете дать людям, желающим принять Святое Крещение?
– Напутствие только одно: ни в коем случае не креститься «на всякий случай», или потому что «бабушка сказала», или потому что «так принято». Обязательно нужно участвовать в таинстве осмысленно, постараться узнать и понять, что такое вера в Бога, православное христианство, Церковь, какую ответственность Крещение накладывает на человека – неважно, сами вы креститесь или вы крестный маленького ребенка. Быть восприемником – это не просто обязанность потом дарить ребенку подарки — это ответственность перед Богом и людьми за его христианское воспитание. Вы должны научить своего крестника вере в Бога, водить его в храм, воцерковить, приучить к участию в церковных таинствах и так далее. Крестный – это человек, который отвечает за воспитание и возрастание человека во Христе.
Беседовала Мария Башарина
Газета «Православный Симбирск»