Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1898 году поступил на правах волонтёра в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия и правом преподаванием в семинарии.
В 1899 году под влиянием ректора академии Антония (Храповицкого) пострижен в монашество и посвящён во иеродиакона. На последнем курсе Академии посвящён в сан иеромонаха.
17 августа 1902 года назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию.
В ноябре 1902 года переведен в Александровскую миссионерскую семинарию.
В январе 1903 года — преподаватель Волынской духовной семинарии. С декабря 1903 года — инспектор, а спустя несколько лет — ректор в сане архимандрита.
С 1909 года — ректор Самарской духовной семинарии.
С 1917 года служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарём епархиального совета, настоятелем собора в г.Аулие-Ата(совр.Тараз).
В 1922 году на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 ноября состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена.
25 сентября 1923 года назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. В сентябре хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского).
4 марта 1924 года архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал.
К июлю того же года Патриарх Тихон назначил его епископом Ульяновским.
С прибытием нового епископа в епархию его подчинение стали переходить приходы обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского). Обновленческая епархия просто рассыпалась на глазах, никто уже не считался с её епархиальным управлением.Однако ввиду напряженной обстановки и отсутствия регистрации епископ Виссарион был вынужден покинуть епархию и уехал к себе на родину в Нижегородскую губернию.Управление епархией преосвященный передал в руки благочинных.
После смерти патриарха Тихона в апреле 1925 года местоблюстителем патриаршего престола стал митр.Петр (Полянский).В декабре 1925 года митр.Петр был арестован.Ввиду невозможности исполнения им своих обязанностей управление в церкви должно было перейти к заместителям патриаршего местоблюстителя. Временным управляющим Симбирской епархии стал епископ Герман Кокель
Однако некоторые епископы во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) не признали власть митр.Сергия.Они создали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС),зарегистрированный властями 2 янв.1926 г.Таким образом оформился григорианский раскол.
Епископ Виссарион вошёл в состав ВВЦС и вместе в другими архиереями 26 января 1926 года был запрещён митрополитом Сергием (Страгородским) в священнослужении. Запрещению не подчинился.
Еп. Виссариона характеризуют, как человека с «широкими замашками по благоустроению своего личного положения».В начале января 1926 года еп.Виссарион прибыл в Ульяновск уже как представитель ВВЦС.Он снова подал властям прошение о регистрации,которая была получена,поскольку он теперь был в расколе.Григорианцам отдали в пользование здание Троицкого кафедрального собора.
В конце июня 1926 года Епископы Виссарион и Тихон (Русинов) принесли покаяние перед митрополитом Сергием, а зимой опять отпали в григорианство. Под этим крылось только желание прожить поспокойнее.
После возвращения в григорианство еп. Виссарион развил энергичную деятельность вместе с григорианским епископом Можайским Борисом (Рукиным), виднейшим деятелем раскола. Прежде всего он позаботился об укреплении своего положения в Ульяновске, где оставшиеся верными митрополиту Сергию не хотели признавать его епископом.
23 марта 1927 года на съезде в городе Карсуне Ульяновской епархии епископ Виссарион убедил большинство съезда в каноничности ВВЦС. Базируясь на том, что в 1923 году он был благословлен в Ульяновск патриархом Тихоном, он, несмотря на сопротивление православной части съезда, добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским.
Ему удалось сколотить в Ульяновской епархии крепкий костяк из убежденных григорианцев. Даже в соседнем епархиальном городе — Самаре (Куйбышеве) ему подчинялись две церкви. В Ульяновской епархии у него имелись два викариатства, управлявшиеся епископами григорианского постановления.13 июля 1927 года митр.Сергий(Страгородский) по выходе из заключения вновь запрещает в священнослужении еп.Виссариона и поручает управление приходами Ульяновска архиепископу Александру (Трапицыну),проживавшему в Ульяновске на покое.
По поручению архиепископа Григория (Яцковского) епископ Виссарион не раз ездил по городам Сибири, когда григорианству там грозила опасность.
Осенью 1927 года был на епархиальном съезде в Барнауле, где резко выступал против митрополита Сергия, называя его тайным обновленцем в вынужденной тихоновской маске, которую он в своё время сбросит.
После отхода от дел архиепископа Григория еп.Виссарион становится председателем ВВЦС. Всячески старался укрепить своё положение и поддержать падающий авторитет григорианства.
Жил он в Донском монастыре, в покоях Патриарха Тихона. Добился своего возведения в сан митрополита Воронежского. Через некоторое время возвел в тот же сан епископа Бориса и архиепископа Иоанникия (Соколовского), а в 1928 году в сан архиепископа Томского епископа Дмитрия (Беликова).
Чувствуя, как раньше архиеп. Григорий, недостаток в ВВЦС видных иерархов, новый председатель обратился к давно уже известному своими колебаниями архиеп. Дмитрию с предложением занять место в ВВЦС, и получил согласие. Впрочем, видимых результатов это не дало. Григорианство клонилось к упадку.
В 1933 году митрополит Виссарион был удалён от дел ВВЦС и управления епархией.
Арестован 20 сентября 1937 года. Обвинен в создании и руководстве «всесоюзной антисоветской фашистской организацией церковников… через участников организации разваливал колхозы, занимался шпионской деятельностью в пользу иностранных государств… оказывал материальную помощь осужденным священнослужителям» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35593. Л. 152). В. признал себя виновным в том, что возглавляемый им ВВЦС являлся «нелегальным центром антисоветской организации церковников в союзном масштабе», задачами которой были «создание единого антисоветского фронта церковников на основе блока и на фашистской платформе всех существующих церковных течений (сергиевцев, обновленцев, иосифовцев, уфимских автокефалистов и независимых от этих течений)» (Там же. Л. 114-117, 120, 123). По постановлению тройки Управления НКВД по Московской обл. от 23 нояб. 1937 г.был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 25 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. Реабилитирован в декабре 1989 года.