В преддверии Дня учителя мы поговорили с директором Бряндинской казачьей кадетской средней школы Еленой Анатольевной Аваковой. Елена Анатольевна рассказала об основании кадетской школы, причинах выбора профессии и о том, чему ее учат дети.
– Елена Анатольевна, как Вы приняли решение стать педагогом?
– В детстве любимой игрой была школа – я часто представляла себя учителем. Мои школьные годы прошли в Узбекистане, поскольку папа нес военную службу. В нашей школе работали педагоги, эвакуированные из блокадного Ленинграда: перед глазами был живой пример этих замечательных людей, которые, пережив все тяготы блокады, не потеряли горячего желания учить детей. От соприкосновения с их судьбами и мастерством мое желание быть учителем возрастало. После 10-го класса я поступила в педагогический институт на учителя русского языка и литературы.
– Значит, Вы не из педагогической династии?
– Можно сказать, что династия взяла свое начало от меня. Дочь стала учителем русского языка и литературы, зять преподает физкультуру. В этом году внучка Ксения поступила в педагогический университет.
– Школа в Бряндине стала кадетской в 2015 году. Как появилась такая идея? Чем программа обучения отличается от программы общеобразовательной школы?
– В 2015 году мне позвонили с предложением попробовать открыть у нас в школе кадетские классы. Это было волнительно, поскольку кадетских школ не так много в России. В 5-м классе наши ребята дают торжественное обещание кадета. Это важное и трогательное событие происходит в храме после общей молитвы. На протяжении учебы за успехи и старания мы награждаем учеников лычками и погонами, а по окончании школы многие мальчики решают стать военными, девочки часто выбирают для себя профессию врача или учителя.
Программа обучения включает в себя все школьные предметы, основы православной культуры, углубленное изучение литературы и истории. Наши старшеклассники сдают ЕГЭ без репетиторов: школьных уроков и самостоятельных занятий достаточно для того, чтобы успешно сдать экзамен. В этом году наши выпускники смогли сдать выбранные предметы на 87 и 90 баллов и поступить в столичные вузы.
Кроме того, мы стараемся сделать так, чтобы ребята привыкали к труду. К примеру, летом обязательно приезжаем в женский монастырь Михаила Архангела в Комаровку и помогаем чем можем, становимся трудниками. Слава Богу, ни у кого из наших воспитанников не возникает вопроса «Почему я должен здесь трудиться, помогать?». Наоборот, ребята сами спрашивают, когда мы снова поедем работать в монастырь, и это дорого для нас как для педагогов.
Большую поддержку нам оказывают владыка Диодор и протоиерей Олег Беляев, который окормляет наших воспитанников. Богослужения, беседы с батюшкой вплетены в их школьную жизнь органично, без надрыва и обязательств.
– Елена Анатольевна, у села Бряндино есть небесный покровитель – священномученик Александр Гневушев, который служил в местном храме. В школе отмечаются дни его памяти. Можете рассказать о каком-то особенном празднике?
– Несколько лет назад мы стали свидетелями настоящего чуда, которое запомнилось нашим воспитанникам. В день рождения святого праздник в школе шел своим чередом: как всегда, к нам приехало много гостей, больше мы никого не ждали. Вдруг останавливается машина. Оказалось, что из Петербурга приехал внук священномученика Александра, чтобы поклониться памятным для семьи местам. Такую встречу мог устроить только Сам Господь!
– Что, на Ваш взгляд, делает человека хорошим педагогом и наставником? Какую формулу Вы вывели для себя?
– Любовь и искренность – вот и вся формула. Я и коллегам своим часто говорю, и внучке сказала – не стоит идти в педагогику, если ты не любишь детей. Научить можно абсолютно любого ребенка, и в этом нет ничего особенно сложного. А вот воспитать и помочь стать достойным человеком – это другой разговор. В этом и состоит цель педагога, его призвание. И если у учителя получилось за длительное время работы хотя бы в сердцах у трех-четырех детей взрастить семена человечности, то эти годы прошли не зря.
– Обучение чему-либо – всегда процесс взаимный. Чему самому важному научили Вас воспитанники за все это время?
– Вы знаете, они учат меня смотреть на мир их глазами. И это настоящее чудо, которое происходит каждый раз. Казалось бы, пришла я вести урок, рассказываю этот материал уже несколько раз по кругу и все равно вижу что-то новое, и этому новому удивляюсь. И так во всем, не только в преподавании. Например, поехала я сопровождать детей на конкурс в Санкт-Петербург – и я смотрю на знакомые места их глазами, стараюсь показать им город во всей красе – и сама будто бы снова знакомлюсь с городом.
– Елена Анатольевна, сейчас Вы являетесь директором школы, и это очень важная миссия. А по профессии Вы – учитель русского языка и литературы. Скажите, получается ли находить баланс между администрированием и преподаванием? Наверное, это крайне сложно?
– Это сложно, но возможно. Я преподаю сейчас литературу в старших классах и получаю от этого невероятное удовольствие. Я почти уверена, что быть просто директором-администратором не смогла бы. Как можно не вести у этих замечательных детей уроки? Ведь я их очень люблю. И детей, и уроки.
Беседовала Ксения Хайсанова
Газета «Православный Симбирск»