Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Решимость следовать за Христом

    Решимость следовать за Христом

    Притчи о строительстве башни и о царе, идущем на войну, приведенные только евангелистом Лукой, проникнуты общей идеей – прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, необходимо составить его план и понять, хватит ли у тебя сил и средств выполнить задуманное.

    Если подобная рассудительность необходима в мирских делах, то тем более она требуется в христианской жизни. Ученику Христову необходимо иметь решимость следовать за Спасителем всю жизнь, до конца, терпеливо неся благое «иго» Его евангельских заповедей.

    И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее (Лк. 14, 27-35).

    Именно так понимает этот отрывок блаженный Феофилакт Болгарский: «Притчей о башне Господь научает нас, чтобы мы, однажды решившись следовать за Ним, сохранили сие самое намерение и не полагали одного только основания, то есть следовать начали бы, а до конца не последовали, как неимеющие достаточного приготовления и усердия».

    По толкованию преподобного Нила Синайского, для христианина нет иного пути, кроме того, как, положив начало добродетели в своей душе, неустанно трудиться над тем, чтобы привести ее в совершенство.

    Мир вне границ Церкви, для которого заповеди Христовы не являются ценностью, живет по другим законам, поэтому перед христианином постоянно встает выбор – поступить по-евангельски или дать слабину. Спаситель сравнивает Своих последователей с солью. Соль – это вещество, препятствующее процессам гниения. Осоленное мясо не портится. Так и ученик Христов призван светить светом Божественной благодати в греховной тьме мира, защищая, насколько возможно, окружающих от нравственного разложения и духовной смерти. Если этой задачи христианин не выполняет, то его «соль» потеряла силу.

    Две эти притчи тесно связаны с предупреждением Христа о необходимости самопожертвования. Человеку необходимо обдумать, способен ли он на самоотречение, какого требует Христос. Если он не находит в себе достаточных сил для этого, то ясно, что он может быть учеником Христа только по имени, но не в действительности. Речь идет не только о материальных ценностях или родственниках, склоняющих человека ко греху, но и, прежде всего, о личном мировоззрении, не соответствующем евангельским заповедям.

    Спаситель обращается к ученикам и окружавшему Его народу с этим поучением во время Своего последнего пути в Иерусалим, где Он добровольно примет смерть на Кресте – пожертвует Собой ради искупления человеческих грехов. Господь предвидит, что вслед за этим для первых христиан настанет период гонений, который им нужно будет мужественно пройти, взирая на Его Крест, чтобы сохранить и передать другим поколениям Церковь Христову и Святое Благовестие. Эта задача стоит и перед нами, поэтому нам требуется такая же осознанная решимость следовать за Христом по многомятежному морю настоящей жизни, строя в своем сердце прекрасное здание добродетелей.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»