Главная / Публикации 2023 год / Симбирский регент и педагог Сергей Петрович Ягодинский

    Симбирский регент и педагог Сергей Петрович Ягодинский

    Доклад на пленарном заседании регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в Ульяновске; 30 ноября 2023 г.

     

    Мое выступление будет посвящено одному из выдающихся деятелей церковно-певческого искусства Симбирской земли.

    В связи с увеличением числа православных приходов на территории Симбирской губернии уже в конце XVIII в. ставился вопрос об обособлении и создании отдельной Симбирской кафедры и ее выходе из юрисдикции Казанского и Свияжского митрополита. И 10 февраля 1832 г., итогом обсуждений Синода стало образование самостоятельной епархии и присуждение ее архиерею титула «Симбирский и Сызранский».

    В этом же 1832 г. вместе с епархией, по благословлению первого Симбирского архиерея архиепископа Анатолия (Максимовича) был образован и Симбирский Архиерейский хор. В Архиерейском хоре состояли 24 певчих. Низкие голоса — тенора и басы — набирались из клириков епархии (диаконов, псаломщиков, причетников), высокие голоса — партии дискантов и альтов — исполняли мальчики, обучавшиеся в духовных школах города.

    К сожалению, как свидетельствуют «Симбирские епархиальные ведомости» и преподаватель истории в Симбирской семинарии в 1882-1916 гг. Павел Петрович Неболюбов в своей книге «Учреждение архиерейской кафедры в Симбирске», руководители Симбирского Архиерейского хора на протяжении первых 50 лет его существования постоянно сменялись, что, конечно, не могло привести к развитию коллектива. Чаще всего это были любители — студенты и выпускники духовной семинарии. По финансовым причинам епархиальное начальство не приглашало на должность регента крупного специалиста со стороны. Однако такой специалист появился из числа симбирян. Им стал Сергей Петрович Ягодинский. Сергей Петрович внес неоценимый вклад в созидание церковно-певческого дела на Симбирской земле в качестве регента и педагога.

    Сергей Петрович Ягодинский родился в 1864 г. и был сыном псаломщика с. Найманы Ардатовского уезда Симбирской губернии. Он закончил Алатырское духовное училище, а с 1877 по 1883 гг. прошел курс Симбирской семинарии. После ее окончания он отправился в Санкт-Петербург, где закончил краткосрочные Регентские классы Придворной певческой капеллы. Придворная капелла в то время — центр церковно-певческого искусства и кузница профессиональных регентских кадров. По окончании регентского курса выпускник получал аттестат на право регентства.

    В этот период на этих курсах преподавали выдающиеся русские композиторы, входившие в творческое содружество «Могучая кучка» — Милий Алексеевич Балакирев, который был еще и директором Придворной капеллы, и даже сам Николай Андреевич Римский-Корсаков. Благодаря им уровень критериев для оценки регентов значительно вырос, а соответственно возросло и качество выпускаемых кадров.

    В 1884 г. по благословению Симбирского епископа Варсонофия (Охотина) двадцатилетний Сергей Петрович был назначен учителем церковного пения в Симбирское духовное училище, а в 1886 г. еще и в Симбирскую Духовную семинарию. Параллельно с педагогической деятельностью, его назначили на должность руководителя Симбирского Архиерейского хора.

    Архиерейский хор при Ягодинском достиг вершины своего расцвета и был весьма известен и любим симбирянами. Хор участвовал во всех архиерейских богослужениях, престольных праздниках, поездках архиерея по епархии, в деятельности церковных братств и обществ, в концертах и благотворительных вечерах. На концертных выступлениях хором исполнялись богослужебные песнопения, духовные стихи, светские сочинения отечественных и зарубежных композиторов (например, Даргомыжского, Бетховена).

    Ягодинский объездил десятки городов России с целью изучить различные местные церковные напевы и собрал большую нотную хоровую библиотеку. По воспоминаниям Алексея Васильевича Ястребова, студента Ягодинского в семинарии, Сергей Петрович старался привить своим ученикам «вкус к музыке и на уроках даже знакомил их с гармонией и основами полифонии. Иногда Ягодинский с группой семинаристов, любителей музыки, ходил на оперные спектакли, предварительно рассказав содержание оперы. Указывал на музыкальные особенности, знакомил с ариями, хорами и ансамблями, встречавшимися в опере».

    Некролог по С. П. Ягодинскому, опубликованный в 1914 г., свидетельствует о внушительном количестве желавших обучаться у Ягодинского — на одном занятии могло присутствовать до 90 человек, при том, что занятия проходили в маленьких по размеру классах Симбирской семинарии. Это означает, что интересующихся и желающих обучаться пению было достаточно много. Единовременное обучение пению одним педагогом почти ста человек видится вынужденной мерой, потому что на деле оказывается совершенно непрактичным.

    В качестве объяснения можно предположить, что епархиальным начальством развитию церковно-певческого искусства не уделялось достаточного внимания. Или же просто не было педагогического ресурса для обеспечения качественного и комфортного обучения студентов. В подтверждение этих предположений, некролог Ягодинского свидетельствует о материальной необеспеченности регента (несмотря на очевидную его важность для епархии), что вынуждало его работать за троих.

    Но развитие церковно-певческого искусства в Симбирске на рубеже XIX–XX вв. волновало светскую власть. Об этом свидетельствует факт, что в 1889 г. Ягодинский, по поручению министра народного просвещения Симбирска, принимал участие в организации курсов церковного пения для учителей. Курсы были успешно организованы, и в течение 20 лет Сергей Петрович входил в состав экзаменационной комиссии.

    У Ягодинского, несмотря на все трудности, получилось подготовить прекрасных учеников. В числе выдающихся студентов Ягодинского стоит назвать Патриаршего архидиакона Константина Розова, единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, удостоенного титула «Великий архидиакон», а также известного профебессионального оперного певца, доцента Одесской консерватории Семена Ивановича Ильина.

    Уровень профессиональной подготовки учителей пения в Симбирске был на высоком уровне. Это может подтвердить выступление в 1915 г. на концерте хора Симбирской чувашской учительской школы и исполнение технически сложного даже для профессиональных исполнителей полифонического сочинения Бортнянского для хора «Приидите, воспоим».

    С. П. Ягодинский был не только практиком церковного искусства, но также занимался публицистической деятельностью. Как музыкант-просветитель он был известен «литературными певческими трудами», которые, как свидетельствуют «Симбирские епархиальные ведомости», были крайне востребованы в богослужебной практике среди духовенства Симбирской епархии.
    В 1904 и 1906 годах Ягодинский опубликовал в «Симбирских епархиальных ведомостях» одноголосные записи прокимнов и троичных- светильнов Симбирского напева, которые были записаны не нотами, а специальной цифирной системой нотации, что позволяло исполнять эти песнопения певцами и псаломщиками без знания музыкальной теории.

    Другие его публикации посвящены истории и развитию церковного пения как в Симбирске, так и вообще в Русской Церкви, и были широко известны за пределами епархии. Будучи носителем богатой русской церковно-певческой культуры, С.П. Ягодинский в последние годы жизни публиковал статьи, в которых ратовал за введение простого, общенародного богослужебного пения, то есть за то, чтобы в храмах пели не профессиональные хоры, а все участники богослужения. Кстати, именно Сергей Петрович Ягодинский первым в поволжской церковной прессе обратился к проблеме общенародного церковного пения в своей статье «Происхождение, значение и устройство общенародного церковного пения», опубликованной в 1913 г.

    В данном же случае, поскольку такое предложение исходило от специалиста и главного популяризатора профессионального церковного пения всей Симбирской губернии, тем неожиданнее и самостоятельнее звучит мнение авторитетного регента.

    В качестве возможных аргументов обоснования позиции Ягодинского можно предположить, что во время его деятельности методика преподавания церковно-певческих дисциплин была на высоком уровне и позволяла подготавливать исполнителей из людей с любыми музыкальными способностями. Поэтому, возможно, что общенародное пение в храмах послужило бы развитию культуры пения. Кроме того, представляется, что стремление Ягодинского к развитию общинного пения было одним из аргументов приобщения паствы к более ревностному посещению и совершению служб.

    Сергей Петрович Ягодинский умер 24 июля 1914 г. в возрасте 50 лет в Симбирске. Его отпевание прошло в кафедральном соборе города. Богослужение возглавил викарный епископ Алатырский Назарий в сослужении собора духовенства, при пении Архиерейского хора. Как свидетельствует некролог, проститься с регентом пришло большое количество людей: инспекция, преподаватели, студенты и выпускники семинарии, множество городского духовенства и другие почитатели Сергея Петровича. Похоронен он на Воскресенском кладбище Симбирска.

    Сергей Петрович Ягодинский — личность, безусловно, выдающаяся. Как профессиональный музыкант, регент, педагог он внес значимый вклад в созидание церковно-певческого дела на Симбирской земле. Можно сказать, что в области развития церковно-певческого искусства в Симбирской епархии с самого ее основания наиболее яркой и значительной фигурой был именно С. П. Ягодинский — человек высокообразованный, самоотверженный труженик, верный служитель Церкви, сформировавший свою позицию и взгляды на пути развития церковного пения.

    За 28 лет своего регентского служения он бессменно возглавлял Архиерейский хор при 5 архиереях, управлявших Симбирской епархией в разное время. И мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшние прихожане храмов Ульяновска-Симбирска, да и все люди, интересующиеся культурой города, знали и помнили об этом человеке, так много сделавшем на церковно-певческом поприще для родного края и Церкви. И я хочу предложить Владыке Лонгину организовать в Симбирской епархии дни памяти, посвященные этому регенту.

    Роман Хитёв, регент Смешанного хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска