Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Cвятая гора земли Симбирской

    Cвятая гора земли Симбирской

    Никольская (Белая) гора – место паломничества тысяч людей. К весеннему празднованию дня памяти святителя Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) сюда съезжаются до 30 тысяч человек из близлежащих районов.

    Почему оно приобрело такую популярность? Сколько монастырей было в Сурском крае? И где в области можно поклониться почитаемым иконам Николы Промзинского?

    Название Белой гора получила по причине того, что состоит из мелового известняка – от этого ее верхушка в летний солнечный день приобретает ослепительную белизну, издалека просматриваемую с восточной стороны.

     

    Стратегическое место

    Изначально в окрестностях горы жили мордовские племена и буртасы (исчезнувший народ), которые охотились в здешних лесах, бортничали и ловили рыбу на Суре. Хазарам, которые владели этими землями, они платили дань мехами и медом. Историки считают, что в X-XII веках неподалеку проходила оживленная дорога, соединявшая русские города Владимир, Суздаль, Муром с булгарскими городами – Ошелем, Суваром, Биляром. Это было стратегическое место на перекрестке сухопутной магистрали и речного сурского пути. На Белой горе стояли дозоры, наблюдавшие за движением судов и караванов.

    По предположению В.Н. Татищева, озвученному в «Истории Российской», именно здесь в 1183 году произошли стычки мордовских отрядов с русской конницей войска великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, шедшей из Владимира брать булгарскую столицу Биляр. Долго помнили и почитали в Посурье и одного из многочисленных сыновей Всеволода Большое Гнездо – суздальского князя Георгия Всеволодовича, правившего в 1219–1236 годах, который привел под русскую власть мордву, заселявшую Присурский край.

     

    Поселение у горы

    В XIII веке территория края вошла в состав Золотой Орды, а после ее распада в XV веке по Суре проходила восточная граница Казанского ханства.

    В 1552 году у Баранчеева городища, располагавшегося в 12 километрах севернее Белой горы, через Суру переправлялись полки князей Курбского, Серебряного, Мстиславского и Воротынского, идущие на Казань. Именно тогда и было основано поселение у горы, и первое имя ему было Промса. Принято считать, что это название произошло от чувашского слова «парамза», что значит «поворот, извилистое русло», первоначально так называлась и река – Промза. Точная дата изменения названия неизвестна, но позже этот населенный пункт стал называться Промзино или Промзино городище. Поселение стало пограничным постом на пути возможных набегов кочевых племен.

    Молодой царь Иван Грозный идет со своим войском в Казанский поход. В день Преображения Господня войско не двигалось, а сопровождавший царя священник Андрей (в монашестве Афанасий, будущий митрополит Московский) совершил первую на нашей земле Божественную литургию.

     

    Грозное явление

    В XVI веке сюда подошли полчища кубанских татар (ногайцев) и встали за рекой, приготовившись к переправе через Суру. Небольшой гарнизон городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно враги остановились. Один из русских воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кочевников и спросил их: «Что стоите вы здесь вот уже столько времени?». И в ответ услышал: «Разве ты не видишь, какой ужас перед нами?!».

    Воин обернулся и среди непроницаемой мглы увидел на Белой горе стоящего в необыкновенном сиянии величественного старца с храмом на одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, с копьем стоял грозный юноша, приготовившийся к атаке. В них русич узнал святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. А враги продолжали: «Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться домой, но позади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Видимо, за землю эту Сам Бог ваш вступился и грозит нам Своим мечом». Воин указал татарам обратный путь, и они обратились в бегство. Сам же возвратился в городище и рассказал обо всем.

    Жители поспешили на гору. Первым поднялся на вершину воин, говоривший с кубанцами. Внезапно его конь споткнулся и пал передними ногами на колени. Всадник тоже пал на колени и увидел перед собой икону святителя Николая Чудотворца, наполовину скрытую в земле. Она представляла собой барельеф с выпуклым изображением святителя, держащего в одной руке храм, в другой – меч, и была сходна по типу с известным изображением «Николы Можайского», «Николы с мечом и градом». С благоговением воины подняли образ святителя. Вскоре на горе поставили часовню, в которую и поместили икону. В поселение стали стекаться люди, узнавшие про чудесное избавление от врагов, и стали селиться здесь.

    Первая церковь в Промзине была посвящена святому великомученику Георгию, а под Белой горой основали монастырь во имя святителя Николая.

     

    Промзино городище

    С постройкой Симбирской засечной черты в 1647-1654 годах поселение утратило военное значение, и к XVIII веку Промзино стало крупным торговым центром, который своим процветанием во многом обязан реке Суре с ее удобно расположенной пристанью. Здесь были развиты кустарные промыслы, производство бумажных и льняных тканей, вязанье чулок и варежек. В 1913 году в Промзине было 1199 дворов, 6540 жителей, волостное правление, почтово-телеграфная контора, городское 4-классное училище, 2-классное министерское училище с ремесленным отделением, мужское и женское приходские училища, земская больница, чугунолитейный и механический заводы, две паровые мельницы, хлебный торг.

    В 1928 году вместо упраздненных губерний: Пензенской, Самарской, Оренбургской и Ульяновской – была образована Средне-Волжская область с центром в Самаре. В Ульяновском округе было 15 районов, в том числе и Промзинский. Затем районы укрупнили, Промзинский объединили с Астрадамовским, а 21 февраля 1931 года село Промзино было переименовано в Сурское, а Астрадамовский район – в Сурский.

     

    Монастыри под горой

    Первый монастырь, Никольская женская пустынь, был построен в 1622 году на левом берегу Суры у подошвы Белой горы старицей Паисией (Таисией). В 1643 году была основана мужская Казано-Печерская пустынь. Несколько позже рядом с Белой горой появилась Никольская Городищенская мужская пустынь с храмом во имя святителя Николая.

    В этой Никольской пустыни и стала храниться явленная икона святителя. В часовню на горе ее приносили на праздник для поклонения всех приходящих паломников. Монахи, которые основали Никольский монастырь, то ли по ветхости устроенной на горе часовни, то ли по ее малой вместимости, то ли по затруднительности подъема в гору – одним словом, неизвестно по какой причине, захотели устроить часовню рядом с монастырем внизу горы. Навозили леса. Но утром того дня, когда планировалось начать строительство, обнаружили стройматериалы на самой вершине горы. Монахи сбросили лес на прежнее место, приставили караул и выжидали – что будет? Утром же, к удивлению своему, увидели, что лес опять очутился на горе. Решено было строить новую часовню там.

    Во второй половине XVIII – начале XIX века монастыри были упразднены по причине малочисленности насельников и частых разбойничьих нападений на обители с целью грабежа. Святыню перенесли в Казанский храм села Промзино. В 1862 году на Никольской горе была построена небольшая каменная часовня, куда икона выносилась на празднование Николы летнего (вешнего).

    В 1932 году Казанскую церковь села разорили, а позже и вовсе снесли. Икона бесследно исчезла.

     

    Никола Промзинский

    По сохранившимся старинным описаниям, Промзинский образ святителя был из черного камня, фигура святого была выпуклой. Икона имела в длину примерно полтора аршина, в ширину около одного аршина (приблизительно 106 х 71 см). Основная особенность – образ святителя Николая с мечом в одной руке и храмом в другой. Дошедшие до нашего времени дореволюционные списки с иконы Николы Промзинского указывают на особенности иконографии: темный лик святого из-за черного камня иконы, закрытые или полуприкрытые веками глаза, сабля (либо меч) в руке, митра на голове.

    Списки (точные копии) с иконы Николы Промзинского в основном датируются второй половиной XIX – началом XX века, но есть и написанные нашими современниками. Списки хранятся в Художественном музее г. Ульяновска, в краеведческом музее р.п. Сурское, в Богоявленском храме с. Прислониха, в Знаменском монастыре с. Ляховка, в храме Космы и Дамиана с. Кокрять, в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска.

     

    Чудотворения

    Дореволюционный исследователь И.Ф. Токмаков в своей работе «Историко-статистическое и археологическое описание села Промзино-Городище, Алатырского уезда, Симбирской губернии» опубликовал истории исцелений от иконы.

    В 1868 году двадцатисемилетний крестьянин села Крестниково Симбирской губернии (ныне в Цильнинском районе Ульяновской области) Афанасий Абрамов сильно заболел, но дал обещание Николаю Угоднику сходить в Промзино на богомолье в мае, если выздоровеет. Болезнь отступила, и он занялся посевом яровых, затем стал готовиться к озимым. Лишь жена напоминала об обещании. Однажды у него отнялся язык. Весть об этом пронеслась по селу. Родная тетка и три старушки согласились сопровождать немого в Промзино. Там в церкви он отстоял службы, был на молебне с водосвятием, несколько раз приложился к чудотворной иконе, испил освященной воды, помолился в часовне на горе. Выйдя из часовни, вдруг проговорил: «Ах! Как здесь хорошо!». О произошедшем рассказали священнику Андрею Зефирову, благословившему крестьянина остаться в Промзине поговеть, исповедаться и приобщиться Святых Таин.

    В 1921 году во время голода и засухи икону Николы Промзинского крестным ходом пронесли по Симбирской губернии. Наталья Алексеевна Пластова, жена знаменитого художника, вспоминала: «Тогда подняли Николу Промзинского. Какой страх был – никогда, как появился, не уходил Он с горы в Промзине – а тут Его несли крестным ходом от села к селу в город. В каждом селе в церкви Он побывал. Вышли Его встречать всем духовенством города и несметно народу, весь Симбирск, наверное, был… Его высоко несли, народ со всех сел, где шел, следовал за Ним, несли на плечах, высоко, весь в лентах – издали как по воздуху плыл… Как увидели, все на колени упали, вопили со слезами: “Заступник, отче, Никола!”. Все архиереи и священники со всех церквей вместе со всеми на коленях стояли, молились. Стоим все в пыли, а небо пустое, знойное, белое, вроде солнце жжет, а все бесцветно, пыльно, мертво. Как Он подошел, встали с иконами… стали молебен служить водосвятный, с водосвятьем, без акафиста. И тут еще молебен не кончился, в небе как бы что-то сделалось, ударил тяжелый гром. Все стояли на коленях, с иконами. И взмыла туча, и ударил ливень, и толпы народа шли полем под реками, все хоругви, иконы плыли под дождем. А дождь был как река, хлестал и хлестал, пока крестный ход, уже в Симбирске, не стал делиться и расходиться по церквям».

     

    Площадка на вершине горы

    После победы в Великой Отечественной войне, 21–22 мая 1945 года, в Сурском собралось более семи тысяч человек, они совершили моление с пением и собрали пожертвования в фонд помощи детям фронтовиков. Почитаемой иконы уже не было, но живы были люди, помнившие ее.

    В 1960-х годах в русле антирелигиозной кампании празднование Николы вешнего в Сурском стали запрещать, а паломников задерживала милиция.

    Но вера православная жила в сердцах людей.

    При Хрущеве власть (которую представлял райком партии) решила сровнять гору с землей. Дело в том, что паломники приходили на гору и в самые реакционные годы: в ответ на это устраивались комсомольские, милицейские пикеты, на склоны лили мазут («чтобы люди не ползали»). Но люди шли и шли, как на бой: плотными шеренгами по пять человек, целыми отрядами. Такой напористости никакая милиция или дружинники мешать не смели.

    Когда люди увидели на горе трактор, почувствовали, что будет нечто страшное. Вокруг собралось довольно много народа, но препятствовать кощунству никто не решался. После того как трактор снял несколько слоев земли на горе, заглох. А потом и вовсе полетел прямиком вниз! Окончательному падению помешали деревья. Вылез тракторист из своего стального зверя – и, крича благим матом, бегом домой. Власть пыталась уговорить продолжить начатое других трактористов, но все наотрез отказывались.

    Деревца, что задержали трактор, растут до сих пор – как напоминание об этом событии. Тонкие веточки обвязаны множеством разноцветных тряпочек-ленточек. Их, видимо, завязывают ради исполнения желаний. Горестно, что по сей день языческие суеверия тесно переплетаются с православной верой, которую так защищал архиепископ Мир Ликийских Николай.

     

    Часовня. Крест. Родники

    В 1992 году по благословению владыки Прокла Александр Степанович Гордеев и Николай Аркадьевич Пластов создали эскиз, по которому на Никольской горе был установлен девятиметровый ажурный железный крест.

    Часовня была восстановлена в 1997–1998 годах при финансовой поддержке гендиректора ЗАО СП «Нафта-Ульяновск» Виктора Ивановича Евстифеева и активном участии депутата от Сурского и Карсунского районов, председателя Законодательного собрания Ульяновской области Сергея Николаевича Рябухина. Общее руководство строительством осуществлял отец Георгий Шенгур.

    В 2000-е годы были благоустроены святые колодцы и родники, созданы купальни. У подножия горы бьет родник минерализованной воды, чуть дальше, в лесу, находится Никольский родник с часовней и купальней. Рядом с главным родником находится еще один – Казанский. 

    Как в прошлом, так и сейчас богомольцы во главе со священнослужителями совершают крестные ходы на Никольскую гору и на святые источники.

    Ольга Новосад

    Газета «Православный Симбирск»