Призывая имя Божие

    Святые отцы советовали молиться Иисусовой молитвой как наиболее краткой, простой и духовно емкой. Эта молитва особенно прижилась в монашеской среде, но ей могут молиться и миряне.

    Звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Есть и другие ее варианты. Например, «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или просто «Господи, помилуй». По смыслу Иисусова молитва носит покаянный характер и, часто совершаемая, напоминает человеку о присутствии рядом Спасителя.

     

    Молитва монахов

    Традиция Иисусовой молитвы очень древняя. Она связана с призыванием имени Иисуса Христа, нашего Спасителя и Бога, Который исповедуется истинным Сыном Божиим. Уже в евангельских текстах встречаются обращения ко Христу, напоминающие Иисусову молитву: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30-31), Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10, 47) и другие.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) усматривает установление Иисусовой молитвы Самим Христом в конце Тайной Вечери: если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13-14).

    Схиархимандрит Софроний (Сахаров) указывает на слова Господа в последние часы Его жизни: Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна… Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16, 24, 23). Эти слова, по мнению схиархимандрита Софрония, являются «и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его именем».

    Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь, они познали силу Его имени, когда были посланы, как «агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия. Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем, и другой случай: мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов (Лк. 10, 17; 9, 49).

    Молитвенные обращения к Спасителю содержатся в памятниках христианской письменности II-III веков. В V веке, в эпоху христологических споров, Иисусова молитва, утверждающая Божественность Спасителя, получает особое распространение в монашеской среде. Практика Иисусовой молитвы достигает своего расцвета в XIII-XIV веках в среде афонских подвижников-исихастов.

     

    Опыт православного Востока

    Произведения, рассказывающие о практике Иисусовой молитвы, со временем переводятся на славянский язык и попадают на Русь.

    Помимо переводной письменности, важную роль в усвоении практики Иисусовой молитвы играли путешествия на православный Восток. На Руси всегда зорко следили за духовной жизнью Афона и стремились подражать благочестию населявших Святую Гору подвижников.

    Основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский дважды был на Афоне. В начале XIII века описания своих путешествий на Святую Гору оставили святитель Антоний, архиепископ Новгородский, и архимандрит Киево-Печерского монастыря Досифей. Последний рассказывает о жизни святогорских иноков следующее: «Послушники живут на Афоне по воле и благословению старца. А братии, живущие отдельно по своим келиям, держат во всю жизнь такое правило: всякий день прочитывают половину Псалтири и по 600 молитв “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”… Сверх того, полагают от 300 до 500 поклонов. Но и всякий час, сидя, ходя, лежа и делая рукоделие, беспрестанно говорят с воздыханием сердечным: “Господи Иисусе Христе!”».

    В XIV веке на Руси началась эпоха духовного возрождения, связанная с именами святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия, игумена Радонежского. Эти святые, воспитавшие многих учеников, были живыми носителями традиций внутреннего делания и Иисусовой молитвы. Плодом служения святителя Алексия и преподобного Сергия стал расцвет монашеской жизни в северо-восточной Руси, которая ослабела в результате татаро-монгольского нашествия.

     

    Зачем молиться Иисусовой молитвой?

    Преподобный Варсонофий Оптинский писал: « Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, немалое значение имеют и другие молитвы, и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила. И все-таки именно Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а это Богу только и нужно».

    Преподобный Паисий Святогорец, наиболее близкий к нам по времени афонский святой, был живым носителем традиции совершения Иисусовой молитвы. В частности, он подчеркивал в своих трудах, что лукавые и хульные помыслы нужно прогонять Иисусовой молитвой: «Тангалашка (диавол) по злобе своей сеет лукавые помыслы, а ты пользуйся этим для поучения в непрестанной молитве. Когда тангалашка увидит, что это приносит тебе пользу, сам отойдет – ему невыгодно, чтобы такие помыслы становились для тебя поводом к молитве».

     

    «Навыкай творить молитву Иисусову»

    Следует помнить, что Иисусова молитва не является «мантрой», ее необходимо произносить осознанно, а не механически. Святитель Феофан Затворник советовал своим духовным чадам: «Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой». Если человек забывает основное правило – что молитва эта выражает раскаяние человека в своих грехах – то появляется опасность оказаться в состоянии прелести (восхищение высотой своей духовной жизни, которой на самом деле нет). Прелесть приносит душевный вред и даже может довести до сумасшествия, поэтому святые отцы советовали заниматься Иисусовой молитвой только под руководством опытного духовника.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»