19 января — день Святого Богоявления, или Крещения, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Во всех действующих храмах Симбирской епархии были совершены праздничные богослужения и чин Великого освящения воды.
Митрополит Лонгин совершил Божественную литургию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска. Его Высокопреосвященству сослужили иеромонах Иларион (Хроль), иеромонах Антоний (Зажеко), иерей Валерий Ставровский, диакон Григорий Шевченко, диакон Александр Шевченко, диакон Сергий Чернов.
По окончании Литургии был совершен чин Великого освящения воды.
Владыка поздравил всех собравшихся на богослужение с великим праздником:
— Мы вспоминаем в этот день евангельское событие: Господь наш Иисус Христос, выходя на общественное служение, принял омовение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это омовение было знаком очищения грехов для тех людей, которые приходили туда и каялись. Но Господь был безгрешен. На вопрос, зачем Он это делает, Он ответил: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).
Крещение Господне является предображением того таинства Крещения, которое мы с вами принимаем, входя в Церковь Христову. Мы получаем при этом тот же дар — благодать Святого Духа. Мы призваны хранить и взращивать его в себе в течение всей нашей жизни. Дай Бог, чтобы у нас это получалось!
Праздничное богослужение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе посетил губернатор Ульяновской области Алексей Русских. По завершении службы он приветствовал Митрополита Лонгина и поздравил православных ульяновцев с праздником.
— Каждый год мы встречаем Крещение Господне с ощущением духовной радости и благодатного благословения. Оно вдохновляет на праведные дела, напоминает о милосердии, справедливости и любви к ближнему, обращает к многовековым традициям Православия, которые укрепляют нравственные основы Российского общества. 19 января также является особым днем для региональной истории, ведь именно в этот день произошло судьбоносное событие — образование в 1943 году Ульяновской области, воссоздание ее административной самостоятельности, — отметил глава региона.
Праздник Крещения Господня установлен в память о событии Богоявления, о котором повествуется в Евангелии. В момент Крещения Спасителя (очистительного омовения в реке Иордан) видимым образом произошло явление Бога в Троице: отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). Третье название этого праздника — Просвещение: Бог есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Накануне этого дня в древности совершалось крещение оглашенных — то есть духовное просвещение, рождение крещаемых в жизнь вечную.
В день Богоявления и накануне (в крещенский Сочельник) совершается Великое водосвятие — чин освящения воды в память о том, что Господь Своим Крещением во Иордане освятил само водное естество. Освящая воду, архиерей или священник произносит особые прошения: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…», «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов… и на всяку пользу изрядну…». Крещенская святая вода называется в Православной Церкви великой агиасмой — великой святыней. Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой людям через эту святыню.
К освященной воде необходимо относиться с благоговением. В Русской Православной Церкви с древности существует благочестивый обычай пить святую воду натощак ежедневно или тогда, когда человек чувствует особую необходимость в духовной помощи.