Притча о талантах в Евангелии от Матфея говорит о том, что произойдет с людьми при Втором пришествии Господнем, Суде и наступлении Царства Божия. Похожая притча встречается в Евангелии от Луки (19, 11-27).
Богатый человек уезжает в далекое путешествие и поручает заботу о своем имуществе высокопоставленным рабам. Хозяин учитывает способности каждого из них. Одному он дает пять талантов, другому – два, третьему – один.
…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25, 13-30).
В древности талант – это мера веса, равная примерно 30 килограммам. Талант мог быть золотым, серебряным или медным. В зависимости от металла определялась его стоимость. Широко были распространены серебряные таланты. Один талант серебра стоил примерно шесть тысяч динариев и соответствовал цене стада в шесть тысяч овец. Пять талантов равны 30 тысячам динариев. Иными словами, согласно притче, хозяин оставляет рабам крупные средства. Из слов хозяина в малом ты был верен, сказанных рабам, умножившим оставленные им таланты, видно, что господин был очень богат. Действительно, если сумма в 30 тысяч динариев для него лишь малая часть капитала, то каков же его общий объем?
Первый и второй рабы пустили деньги в оборот и удвоили капитал. Третий раб зарыл талант в землю. В древности это считалось надежным способом сохранить сокровища.
Хозяин хвалит двух предприимчивых рабов, возвышает их и призывает: войди в радость господина твоего. Этими словами притча символически передает приобщение трудолюбивых рабов к полноте радости Небесного Царствия.
Третий раб возвращает то, что получил от господина. Он не приумножил данный ему талант. Своим дерзким ответом раб пытается замаскировать свою лень. Он ничего не предпринял, хотя знал волю своего господина. Сам хозяин называет этого человека «лукавым и ленивым рабом», отбирает у него талант и отдает тому рабу, который приумножил его капитал больше остальных. Это с точки зрения мирского управления совершенно понятно – поручать финансовые операции нужно тому, кто в этой области наиболее эффективен.
Слова ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет означают простую вещь: чем больше человек трудится, тем больше он приобретает, а если он ленится, то он не только ничего не приобретет, но и может потерять то, что у него уже есть.
Обращаясь к слушателям, Спаситель под «ленивым рабом», несомненно, подразумевал фарисеев и израильских учителей Закона – они не приумножали религиозное богатство, но из-за введения большого количества мелочных правил, которые часто даже противоречили сути заповедей Божиих, способствовали омертвению веры у тех, кто считал этих людей духовными авторитетами.
Христос говорит в притче не только о своих современниках, но и о будущем сообществе христиан и их пастырях. Уходя в «далекое странствование», вознесшись на небо, Спаситель поручил пастырям проповедь Евангелия, через которую они в меру своих способностей должны сохранять и приумножать верующих – это главное в Церкви богатство «хозяина» – Христа. Именно люди, преображенные чистотой и красотой евангельского учения, являются смыслом существования Церкви.
Когда Спаситель вернется, во время Славного второго пришествия, все должны будут дать ответ о своей жизни, а христиане в особенности – ведь они имели все необходимое для спасения. Приумножали ли верующие дары Святого Духа, полученные в церковных таинствах? Заботились ли священники о том, чтобы быть примером, чтобы являть своей жизнью евангельский свет, который как спасительный маяк привлекал бы погибающих в пучине житейских волн людей в тихую пристань Церкви?
Пожалуй, важная идея, которая заключается в притче, – это идея работы, развития, стремления вперед. Человеку постоянно приходится переступать через самого себя, простираться за границы достигнутого. Это универсальный закон жизни. Страх и лень парализуют человека, останавливают его развитие. Это справедливо как для материальной жизни, так и для духовного развития, нашего возрастания в Боге. Необходимо иметь доверие к Богу и идти вперед через все трудности, которые перед нами встают. Наша цель – вечность Небесного Царства.
Притча говорит и о том, что не бывает людей без дара Божия – у каждого есть какой-то уникальный талант или набор талантов. Их следует развивать и посвящать на служение святому делу евангельского свидетельства, а не зарывать в землю, потворствуя живущим в душе злым страстям.
Иерей Димитрий Трофимов