Главная / Без рубрики / ЦИРКУЛЯР № 3 от 13.01.2020 г. «О порядке совершения каждения»

    ЦИРКУЛЯР № 3 от 13.01.2020 г. «О порядке совершения каждения»

    Духовенству Симбирской епархии

    В связи с тем, что многими священнослужителями епархии должным образом не усвоен правильный порядок совершения священнодействий, в том числе и порядок каждения при совершении богослужений, происходят оставляющие неприятное впечатление на молящихся суета и сбои.

    Настоящим для руководства священнослужителям предлагается практика совершения каждений и входа на Великой вечерне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Покровского храма Московской Духовной Академии.

     

    Епархиальный Архиерей

    митрополит Симбирский и Новоспасский

    +Иосиф

    Порядок каждения.

    Каждение на «Господи, воззвах» и на «Честнейшую»:

    Благословение на каждение берется с правой стороны Горнего места.

    1. Престол с 4-х сторон.
    2. Горнее место.
    3. Правую, затем левую стороны алтаря.
    4. Икону над Царскими вратами (с левой стороны Горнего места).
    5. Архиерея – трижды по трижды (с правой стороны Горнего места).
    6. Предстоятеля у Престола.
    7. Присутствующих в алтаре (справа, потом слева)
    8. Выйдя на солею, покадить правую и левую части иконостаса (на «Честнейшей» левая часть иконостаса кадится после возгласа «Богородицу и Матерь Света…»).
    9. Клиросы (правый, потом левый) и народ – с амвона.
    10. Икону на аналое посреди храма
    11. Весь храм (начиная с правой стороны).
    12. Царские врата и местные иконы (Спасителя, затем Божией Матери).
    13. Поклонившись к Царским вратам, войти в алтарь и покадить переднюю часть Престола.
    14. Архиерея (или предстоятеля) с правой стороны Горнего места – трижды.

    Делается поклон с крестным знамением на Горнее место, и поклон Архиерею или предстоятелю.

    На литии:

    Благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на средину. Каждение в алтаре не совершается.

    1. Иконостас (правая и левая части).
    2. Икона на аналое посреди храма.
    3. Архиерея – трижды по трижды, предстоящих – с середины храма.
    4. Клиросы и народ – с амвона.
    5. Царские врата и местные иконы.
    6. Икону на аналое.
    7. Архиерея (или предстоятеля) – трижды.

    Каждение на часах перед Литургией:

    1. Престол с 4-х сторон (при чтении «Во гробе плотски…»).
    2. Жертвенник.
    3. Горнее место (с чтение тайно 50-го псалма).
    4. Правую и левую части алтаря.
    5. Икону над Царскими вратами (с левой стороны Горнего места).
    6. Если присутствует Архиерей – трижды по трижды; предстоятеля и предстоящих (с правой стороны Горнего места).
    7. Присутствующих в алтаре.
    8. Выйдя на солею – иконостас (правую и левую части).
    9. Клиросы (правый и левый).
    10. Народ (с амвона).
    11. Весь храм (начиная с правой стороны).
    12. Царские врата и местные иконы. Поклонившись к Царским вратам, зайти в алтарь.
    13. Переднюю часть Престола.
    14. Архиерея или предстоятеля.

    Каждение во время чтения Апостола и на Херувимской песни:

    1. Престол с 4-х сторон.
    2. Жертвенник.
    3. Горнее место.
    4. Правая и левая части алтаря.
    5. Икона над Царскими вратами (с Горнего места).
    6. Створки Царских врат (после этого через Царские врата выйти на солею).
    7. Правая и левая части иконостаса.
    8. По входе в алтарь – (если присутствует Архиерей – трижды по трижды), предстоятеля и предстоящих.
    9. Присутствующих в алтаре.
    10. Выйдя на амвон – чтеца, клиросы и народ.
    11. Царские врата и местные иконы (Спасителя и Богоматери).
    12. Переднюю часть Престола.
    13. Архиерея или предстоятеля (трижды).

    На «Достойно»:

    После возгласа «Изрядно…».

    1. Престол с трех сторон (переднюю часть Престола кадит предстоятель во время возгласа).
    2. Горнее место.
    3. Правую и левую части алтаря.
    4. Икону над Царскими вратами.
    5. Архиерея – трижды по трижды, предстоятеля и предстоящих (с Горнего места).
    6. Присутствующих в алтаре.
    7. Переднюю часть Престола.
    8. Архиерея (или предстоятеля) – трижды.

    Священнодействие входа на Вечерне:

    1. Священник с диаконом:

    Перед пением стихиры на «И ныне» отверзаются Царские врата. Священник и диакон дважды с крестным знамением покланяются перед святым Престолом, целуют его, крестятся и кланяются третий раз, кланяются друг другу, и диакон испрашивает благословение у священника: «Благослови, Владыко, кадило». Получив благословение, диакон и за ним священник идут на солею через Горнее место. На Горнем месте священнослужители совершают поклон, затем кланяются друг другу, — и исходят из алтаря северными дверями, предшествуемые свещеносцами. Становятся перед Царскими вратами. Диакон кадит Престол, местные иконы Спасителя и Божией Матери, а так же священника, берет кадило в левую руку, стоя полуоборотом к священнику, показывает орарем к востоку и тихо произносит: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник благословляет, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих…», диакон произносит: «Аминь», и снова кадит священника. По окончании пения стихиры диакон возглашает: «Премудрость прости» (делая крест кадилом). Диакон входит в алтарь и кадит святой Престол с четырех сторон. В это время священник прикладывается к иконе Спасителя, благословляет свещеносцев, прикладывается к иконе Божией Матери и идет в алтарь, затем вместе с диаконом целуют святой Престол и отходят к Горнему месту. На Горнем месте крестятся и делают поклон к востоку, затем друг другу, и становятся лицом на запад. После произнесения прокимна делают поклон с крестным знамением к востоку, становятся перед Престолом, крестятся, целуют Престол и кланяются друг другу.

    1. Священник без диакона:

    Перед пением стихиры на «И ныне» отверзаются Царские врата. Священник дважды с крестным знамением покланяется перед святым Престолом, целует его, крестится и кланяется третий раз. Благословляет кадило и берет его у пономаря, идет на солею через Горнее место. На Горнем месте совершает поклон и исходят из алтаря северными дверями, предшествуемый свещеносцем. Становится перед Царскими вратами, кадит Престол, местные иконы Спасителя и Божией Матери, берет кадило в левую руку и благословляет вход, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих…». По окончании пения стихиры держа кадило в правой руке возглашает: «Премудрость прости» (делая крест кадилом), снова берет кадило в левую руку. Прикладывается к иконе Спасителя, благословляет свещеносцев, прикладывается к иконе Божией Матери и идет в алтарь и кадит перед Престола, затем целует святой Престол и отходит к Горнему месту. На Горнем месте крестится, делает поклон к востоку и становятся лицом на запад. После произнесения прокимна делает поклон с крестным знамением к востоку, становится перед Престолом, крестится и целует Престол.

    1. Священник с диаконом в присутствии Архиерея:

    Перед пением стихиры на «И ныне» отверзаются Царские врата. Священник и диакон дважды с крестным знамением покланяются перед святым Престолом, целуют его, крестятся и кланяются третий раз, кланяются друг другу, и диакон, а за ним священник идут на Горнее место. На Горнем месте священнослужители совершают поклон, и диакон, приняв кадило, испрашивает благословение у Архиерея: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило». Получив благословение, кланяются Архиерею и исходят из алтаря северными дверями, предшествуемые свещеносцами. Становятся перед Царскими вратами. Диакон кадит Престол, местные иконы Спасителя и Божией Матери, заходит в алтарь и встав перед Архиереем кадит его трижды по трижды, берет кадило в левую руку, стоя в алтаре полуоборотом к Царским вратам, показывает орарем к западу и тихо произносит: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей стоя перед Престолом лицом к западу благословляет вход, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих…», диакон произносит: «Аминь», и снова кадит Архиерея трижды. По окончании пения стихиры диакон возглашает: «Премудрость прости» (делая крест кадилом). Диакон входит в алтарь и кадит святой Престол с четырех сторон. В это время священник прикладывается к иконе Спасителя, не благословляет свещеносцев, а только кланяется, прикладывается к иконе Божией Матери и идет в алтарь, затем вместе с диаконом целуют святой Престол и отходят к Горнему месту. На Горнем месте крестятся и делают поклон к востоку, затем Архиерею, и становятся лицом на запад. При произнесении «Мир всем», священник не благословляет. После произнесения прокимна делают поклон с крестным знамением к востоку, становятся перед Престолом, крестятся, целуют Престол и кланяются Архиерею, а затем друг другу.