Духовенству Симбирской епархии
В связи с тем, что многими священнослужителями епархии должным образом не усвоен правильный порядок совершения священнодействий, в том числе и порядок каждения при совершении богослужений, происходят оставляющие неприятное впечатление на молящихся суета и сбои.
Настоящим для руководства священнослужителям предлагается практика совершения каждений и входа на Великой вечерне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Покровского храма Московской Духовной Академии.
Епархиальный Архиерей
митрополит Симбирский и Новоспасский
+Иосиф
Порядок каждения.
Каждение на «Господи, воззвах» и на «Честнейшую»:
Благословение на каждение берется с правой стороны Горнего места.
- Престол с 4-х сторон.
- Горнее место.
- Правую, затем левую стороны алтаря.
- Икону над Царскими вратами (с левой стороны Горнего места).
- Архиерея – трижды по трижды (с правой стороны Горнего места).
- Предстоятеля у Престола.
- Присутствующих в алтаре (справа, потом слева)
- Выйдя на солею, покадить правую и левую части иконостаса (на «Честнейшей» левая часть иконостаса кадится после возгласа «Богородицу и Матерь Света…»).
- Клиросы (правый, потом левый) и народ – с амвона.
- Икону на аналое посреди храма
- Весь храм (начиная с правой стороны).
- Царские врата и местные иконы (Спасителя, затем Божией Матери).
- Поклонившись к Царским вратам, войти в алтарь и покадить переднюю часть Престола.
- Архиерея (или предстоятеля) с правой стороны Горнего места – трижды.
Делается поклон с крестным знамением на Горнее место, и поклон Архиерею или предстоятелю.
На литии:
Благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на средину. Каждение в алтаре не совершается.
- Иконостас (правая и левая части).
- Икона на аналое посреди храма.
- Архиерея – трижды по трижды, предстоящих – с середины храма.
- Клиросы и народ – с амвона.
- Царские врата и местные иконы.
- Икону на аналое.
- Архиерея (или предстоятеля) – трижды.
Каждение на часах перед Литургией:
- Престол с 4-х сторон (при чтении «Во гробе плотски…»).
- Жертвенник.
- Горнее место (с чтение тайно 50-го псалма).
- Правую и левую части алтаря.
- Икону над Царскими вратами (с левой стороны Горнего места).
- Если присутствует Архиерей – трижды по трижды; предстоятеля и предстоящих (с правой стороны Горнего места).
- Присутствующих в алтаре.
- Выйдя на солею – иконостас (правую и левую части).
- Клиросы (правый и левый).
- Народ (с амвона).
- Весь храм (начиная с правой стороны).
- Царские врата и местные иконы. Поклонившись к Царским вратам, зайти в алтарь.
- Переднюю часть Престола.
- Архиерея или предстоятеля.
Каждение во время чтения Апостола и на Херувимской песни:
- Престол с 4-х сторон.
- Жертвенник.
- Горнее место.
- Правая и левая части алтаря.
- Икона над Царскими вратами (с Горнего места).
- Створки Царских врат (после этого через Царские врата выйти на солею).
- Правая и левая части иконостаса.
- По входе в алтарь – (если присутствует Архиерей – трижды по трижды), предстоятеля и предстоящих.
- Присутствующих в алтаре.
- Выйдя на амвон – чтеца, клиросы и народ.
- Царские врата и местные иконы (Спасителя и Богоматери).
- Переднюю часть Престола.
- Архиерея или предстоятеля (трижды).
На «Достойно»:
После возгласа «Изрядно…».
- Престол с трех сторон (переднюю часть Престола кадит предстоятель во время возгласа).
- Горнее место.
- Правую и левую части алтаря.
- Икону над Царскими вратами.
- Архиерея – трижды по трижды, предстоятеля и предстоящих (с Горнего места).
- Присутствующих в алтаре.
- Переднюю часть Престола.
- Архиерея (или предстоятеля) – трижды.
Священнодействие входа на Вечерне:
- Священник с диаконом:
Перед пением стихиры на «И ныне» отверзаются Царские врата. Священник и диакон дважды с крестным знамением покланяются перед святым Престолом, целуют его, крестятся и кланяются третий раз, кланяются друг другу, и диакон испрашивает благословение у священника: «Благослови, Владыко, кадило». Получив благословение, диакон и за ним священник идут на солею через Горнее место. На Горнем месте священнослужители совершают поклон, затем кланяются друг другу, — и исходят из алтаря северными дверями, предшествуемые свещеносцами. Становятся перед Царскими вратами. Диакон кадит Престол, местные иконы Спасителя и Божией Матери, а так же священника, берет кадило в левую руку, стоя полуоборотом к священнику, показывает орарем к востоку и тихо произносит: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник благословляет, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих…», диакон произносит: «Аминь», и снова кадит священника. По окончании пения стихиры диакон возглашает: «Премудрость прости» (делая крест кадилом). Диакон входит в алтарь и кадит святой Престол с четырех сторон. В это время священник прикладывается к иконе Спасителя, благословляет свещеносцев, прикладывается к иконе Божией Матери и идет в алтарь, затем вместе с диаконом целуют святой Престол и отходят к Горнему месту. На Горнем месте крестятся и делают поклон к востоку, затем друг другу, и становятся лицом на запад. После произнесения прокимна делают поклон с крестным знамением к востоку, становятся перед Престолом, крестятся, целуют Престол и кланяются друг другу.
- Священник без диакона:
Перед пением стихиры на «И ныне» отверзаются Царские врата. Священник дважды с крестным знамением покланяется перед святым Престолом, целует его, крестится и кланяется третий раз. Благословляет кадило и берет его у пономаря, идет на солею через Горнее место. На Горнем месте совершает поклон и исходят из алтаря северными дверями, предшествуемый свещеносцем. Становится перед Царскими вратами, кадит Престол, местные иконы Спасителя и Божией Матери, берет кадило в левую руку и благословляет вход, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих…». По окончании пения стихиры держа кадило в правой руке возглашает: «Премудрость прости» (делая крест кадилом), снова берет кадило в левую руку. Прикладывается к иконе Спасителя, благословляет свещеносцев, прикладывается к иконе Божией Матери и идет в алтарь и кадит перед Престола, затем целует святой Престол и отходит к Горнему месту. На Горнем месте крестится, делает поклон к востоку и становятся лицом на запад. После произнесения прокимна делает поклон с крестным знамением к востоку, становится перед Престолом, крестится и целует Престол.
- Священник с диаконом в присутствии Архиерея:
Перед пением стихиры на «И ныне» отверзаются Царские врата. Священник и диакон дважды с крестным знамением покланяются перед святым Престолом, целуют его, крестятся и кланяются третий раз, кланяются друг другу, и диакон, а за ним священник идут на Горнее место. На Горнем месте священнослужители совершают поклон, и диакон, приняв кадило, испрашивает благословение у Архиерея: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило». Получив благословение, кланяются Архиерею и исходят из алтаря северными дверями, предшествуемые свещеносцами. Становятся перед Царскими вратами. Диакон кадит Престол, местные иконы Спасителя и Божией Матери, заходит в алтарь и встав перед Архиереем кадит его трижды по трижды, берет кадило в левую руку, стоя в алтаре полуоборотом к Царским вратам, показывает орарем к западу и тихо произносит: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей стоя перед Престолом лицом к западу благословляет вход, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих…», диакон произносит: «Аминь», и снова кадит Архиерея трижды. По окончании пения стихиры диакон возглашает: «Премудрость прости» (делая крест кадилом). Диакон входит в алтарь и кадит святой Престол с четырех сторон. В это время священник прикладывается к иконе Спасителя, не благословляет свещеносцев, а только кланяется, прикладывается к иконе Божией Матери и идет в алтарь, затем вместе с диаконом целуют святой Престол и отходят к Горнему месту. На Горнем месте крестятся и делают поклон к востоку, затем Архиерею, и становятся лицом на запад. При произнесении «Мир всем», священник не благословляет. После произнесения прокимна делают поклон с крестным знамением к востоку, становятся перед Престолом, крестятся, целуют Престол и кланяются Архиерею, а затем друг другу.