Главная / Без рубрики / ЦИРКУЛЯР № 4 от 13.01.2020 г. «О порядке произнесения богослужебных отпустов»

    ЦИРКУЛЯР № 4 от 13.01.2020 г. «О порядке произнесения богослужебных отпустов»

    Духовенству Симбирской епархии

    В связи с многочисленными ошибками, допускаемыми священнослужителями при совершении богослужебных отпустов, настоящим рекомендуется руководствоваться ниже предложенной схемой, составленной на основании труда известного литургиста профессора Н. Успенского.

    Епархиальный Архиерей

    митрополит Симбирский и Новоспасский

    +Иосиф

     

    Богослужебные отпусты.

    По статье профессора Н. Успенского (ЖМП 1963 г., №12, стр. 57-69).

    Общее правило: отпуст должен содержать в себе прославление тех священных событий и призывание тех святых, которым посвящено данное богослужение (которые упоминались на данной службе).

    Отпусты различаются на:

    Большие и малые.

    Большие отпусты разделяются на праздничные и дневные.

    Праздничные отпусты разделяются на краткие и полные.

    Большие отпусты  произносятся на Вечерне, Утрени и Литургии.

    Праздничные отпусты произносятся в праздники бденные, полиелейные, в предпразднства и попразднства великих праздников.

    В воскресные дни, дни Страстной седмицы, в дни Пятидесятницы, Господские двунадесятные праздники и их попразднства большие отпусты начинаются вводной фразой.

    Краткие праздничные отпусты произносятся:

    — во все двунадесятные праздники, Обрезание Господне, в Страстную седмицу, в седмицу Пасхальную и в Фомино воскресенье;

    —  праздники Богородичные и святым со бдением, следовательно, и в праздники храмовых святых;

    — в день Святаго Духа, Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Крестителя.

    Особенность: отсутствие призывания “святых славных и всехвальных апостол”, святых храма и дня (кроме празднуемого святого), творца Литургии и святых Богоотец Иоакима и Анны.

    Исключение:

    1. Обрезание Господне — поминается св. Василий Великий.
    2. На Пасхальной седмице — если совершается память св. Георгия Победоносца.
    3. Вознесение, если соединяется со службами ап. Иоанна Богослова, Свт. Николая и св. Константина и Елены.
    4. В Фомино воскресенье — поминается ап. Фома.
    5. В день собора Иоанна Крестителя — поминается Иоанн Предтеча.
    6. В дни Страстной седмицы есть некоторые свои особенности.

         Полные большие отпусты произносятся в дни предпразднства и попразднства, в период Пятидесятницы — от вечерни в неделю Фомину до недели Всех Святых, в полиелейные поздники Богородичные и святых.

    Особенность: призываются святой храма и святой дня (Минеи), а на Литургии впереди их святитель, “егоже есть Литургия”. Святые седмичные (Октоиха) не поминаются.

    В дни попразднства, если праздник имел вводную фразу, она так же произносится, при совпадении с воскресеньем и в дни попразднства Святой Пасхи (до отдания) — “воскресый из мертвых…”.

         Большие дневные отпусты произносятся тогда, когда употребляется Октоих (со славословия и ниже) и в седмичные дни Великого поста (т. к. седальны и Троичны берутся из Октоиха).

    Особенность: призывание “святых славных и всехвальных апостол”, события или святого дня седмицы (Октоиха), на Литургии святого творца Литургии, святого храма, святого дня (Минеи) и “святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны”.

    Исключение: кроме среды и пятницы, всегда, когда бывает служба Кресту, произносится: “Силою Честнаго и Животворящаго Креста”.

    Малые отпусты произносятся на повечерии, полунощнице и первом часе, если был большой отпуст на Утрени. Малый отпуст звучит так: “Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец”.

    Следует обратить внимание на единственное исключение, которое чаще всего по ошибке не исполняется священниками: На первом часе воскресного всенощного бдения и в период светлой седмицы и всего попразднства святой Пасхи – малый отпуст начинается словами: “Воскресый из мертвых…”.

    Частные разъяснения:

    1. Под святым “егоже есть храм” разумеется святой, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не святой которому посвящен главный алтарь.
    2. Под святым, “егоже есть день” разумеется святой, которому в этот день совершается служба по Минее или Триоди, а не все те святые, которые поименованы в календаре.
    3. Не следует делать перестановок и поминать, например, святого, егоже есть день, прежде святого, егоже есть храм, хотя бы это и был святой более чтимый.
    4. Нельзя произвольно добавлять в отпуст имена святых по личному усмотрению священника.
    5. Отпусты Великой Вечерни (со входом), полиелейной Утрени и Литургии произносятся в открытых Царских вратах.
    6. Существует общецерковная традиция на словах “Христос, истинный Бог наш…” осенять себя крестным знамением, а на словах “яко Благ и Человеколюбец” — преподавать молящимся благословение сложенной именословно рукой, после чего делать в сторону их малый поклон. На Литургии иерей держит Крест двумя руками на уровне лица и осеняет молящихся Крестом.

    Не следует осенять себя крестным знамением при произношении имени того или другого святого.