В 2015 году в Ульяновской области начало формироваться движение активной православной молодежи. Молодые девушки и парни занимаются социальной работой: помогают нуждающимся, восстанавливают храмы и церкви. Помимо этого, ребята проводят большую работу по изучению Священного Писания и основ веры. Присоединиться к работе движения может любой желающий, кто чувствует в себе такую потребность. О том, как это можно сделать, об особенностях работы и стереотипах вокруг церкви 73online.ru рассказал председатель отдела по работе с молодежью Симбирской епархии и руководитель православного молодежного клуба «Спас» Сергей Николаев.
– Что значит «православная молодежь»?
– Православная молодежь – это сообщество молодых людей, которые хотят больше узнать о православной вере, научиться жить по Евангелию. А еще они хотят сделать окружающий мир добрее и лучше – хотя бы чуть-чуть. Если быть совсем точным, то уместнее был бы не термин «православная молодежь», а «молодежь, стремящаяся стать православной», потому что православие – это высота, которую нужно достигать много лет, если не всю человеческую жизнь.
– Расскажите подробнее об этом движении. Когда оно появилось и зачем?
– Как известно, театр начинается с вешалки. А православное молодежное движение началось… с лопаты. Ну, не совсем, конечно так, но с трудовой поездки в рабочий поселок Сурское. Если еще чуть-чуть отмотать назад события, то самым первым мероприятием, повлиявшим на сплочение православной молодежи, стал приезд Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Симбирскую землю в мае 2015 года. Задача добровольцев была в построении «живого коридора», чтобы разделять потоки людей во время освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора, брали только парней. Еще тогда я поразился количеству ребят, записавшихся в качестве добровольцев. Некоторые и вовсе приехали из области. Однако вернемся к трудовой поездке. Она состоялась в августе 2015 года. Организаторами являлись Симбирская епархия и Министерство образования Ульяновской области.
Как известно, театр начинается с вешалки. А православное молодежное движение началось… с лопаты
Проект назывался «Начни с себя». Поскольку зашла речь о строительстве мужского монастыря в р.п. Сурское, было принято решение отправить туда с недельным трудовым десантом добровольцев. Помню, как я пришел к намеченному месту встречи, ожидая увидеть странных мужчин в черных одеждах и женщин в платочках, а увидел состав ребят, добрая половина из которых мои ровесники. Выяснилось, что каждый из нас интересовался вопросами веры, кто-то начинал посещать храм, но мало кого поддерживали в этом начинании однокурсники или сослуживцы.
Каждый думал, что он один такой, а оказалось, что нас много. Неделя пролетела очень быстро. Мы жили такой маленькой христианской общиной – просыпались, вместе молились, вместе делали зарядку, затем завтракали и шли работать в здание, в котором предполагался братский корпус монастыря, либо расчищать тропинку на дальние родники. Жили мы в здании Сурской средней школы – ребята в малом спортивном зале, а девушки в одном из кабинетов для начальных классов. Условия были не самые комфортные, но никто не жаловался, старались помогать друг другу. По вечерам мы устраивали просмотр фильмов или импровизированный концерт в актовом зале школы. Огромное спасибо хочется сказать отцу Георгию Шенгуру – местному батюшке, который нас очень тепло принял, курировал нашу работу и отвечал на вопросы. Возвращаясь в город, мы думали, что разбежимся, и больше ничего уже не будет. От этого становилось очень грустно. Но у Господа, видимо, были другие планы: сначала нас пригласили презентовать трудовую поездку в Сурское со сцены ДК «Губернаторский», потом пригласили потрудиться в храме с. Новая Ханинеевка, затем в епархии стали организовывать квесты и экскурсии для подростков. Ребят-добровольцев становилось все больше. И 1 октября 2015 года мы решили, что нужно создать движение, которое будет курировать епархиальный Отдел по работе с молодежью. Отрадно, что некоторые участники тех событий – встречи Патриарха и первой большой трудовой поездки – до сих пор в строю. И до сих пор приходят новые ребята.
– Сколько молодых ульяновцев к нему относятся?
– На данный момент действуют немалое количество православных молодежных клубов в городе, один из которых создан при высшем учебном заведении – Ульяновском институте гражданской авиации (УИГА). В каждом клубе насчитывается порядка двадцати человек, где-то чуть меньше, где-то чуть больше. Действуют также Клуб православных отцов и Клуб православных семей. Есть спортивное объединение «Муромец». А в р.п. Кузоватово осуществляет деятельность православное объединение «Делаем добро вместе».
– Чем вы занимаетесь?
– У нас есть несколько основных направлений деятельности. Пройдемся сначала по добровольчеству. Во-первых, это то, с чего мы, собственно и начали – помощь монастырям и храмам города и области. Понятно, что среди нас немного людей с опытом масштабного строительства, но бывает и так, что каким-то вещам мы учимся в процессе под наблюдением рабочих. Эти навыки пригодятся потом в дальнейшей жизни. Молодежь сегодня мало работает руками, ребята, быть может, и рады были бы поучиться, но стыдятся признаться либо не находят учителей. А здесь открывается хорошая возможность научиться чему-то новому и сделать доброе дело. Во-вторых, это социальная помощь, т.е. помощь нуждающимся – детям и людям пожилого возраста. Среди наших участников есть человек, который первым воплотил в жизнь акцию «Подари цветок ветерану» в Областном клиническом госпитале ветеранов войн. В дальнейшем она стала ежегодной и была поддержана властями и другими добровольческими организациями. Мы сотрудничаем и с детскими домами. Доброй традицией является посещение Дома ребенка – это замечательное мероприятие каждый раз привлекало новых участников. Третье направление – это участие в жизни епархии. Мы помогаем в украшении храмов к праздникам, участвуем в крестных ходах, распространяем миссионерские буклеты.
– Есть что-то еще?
– Да. Помимо добровольчества отдельно нужно выделить образовательный блок. Каждый православный молодежный клуб назначает день недели для регулярных еженедельных встреч. На этих встречах мы изучаем Священное Писание, основы православной веры, каждый может задать интересующий вопрос батюшке. Мы проводим кинопросмотры с последующим обсуждением, дискуссионные клубы, литературные вечера и викторины. Основная часть мероприятий проходит в православном молодежном центре «М-Центре», который находится на территории кафедрального Спасо-Вознесенского собора по адресу: ул. Ульяновская, 2 Б. У православной молодежи есть свое пространство, где ребята могут собираться, обсуждать ближайшие планы и проекты. На территории собора также находится епархиальный спортивный центр. Это важно, когда молодые люди имеют возможность для всестороннего развития – духовного, интеллектуального и физического.
Церковь помогает в поиске ответов
– На ваш взгляд почему современный ребенок-подросток должен идти в церковь? Что он там может найти?
– Что касается детей, то до определенного возраста посещение храма – это, конечно, выбор родителей. На мой взгляд, любой человек, независимо от возраста – будь то подросток или пожилой человек, может найти в церкви две вещи: путь к Богу и смысл жизни. Просто кто-то раньше, а кто-то позже задается вопросами о своем месте в мире, о смысле собственного бытия и всего происходящего вокруг. Подросткам, как правило, это свойственно в меньшей степени, потому что их возраст позволяет им какое-то время «плыть по течению» и не думать о глобальных вещах, вроде смысла жизни или неизбежности смерти. Позже эти вопросы все равно приходят. Церковь помогает в поиске ответов. Ну и, конечно, на примере православной молодежи, могу сказать, что ребята могут найти друзей-единомышленников, получить новые знания, навыки и компетенции. Создаются семьи. Это радует.
– Есть стереотип, что «православная молодежь» — это про постоянное служение в церкви, нужно много молиться, скромно одеваться. Как на самом деле?
– Один из самых распространенных стереотипов о Церкви – то, что она очень многое запрещает. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», – пишет апостол Павел в послании к Коринфянам. Церковь говорит нам, в первую очередь, не о запретах, а о возможностях жить иначе, без греха. Про служение. Если молодой человек пришел в Церковь и хотя бы немного Бог коснулся его сердца, он сам понимает, чем и сколько может послужить церкви или ближнему, чтобы это было не в ущерб родным и близким людям или работе. У каждого свой предел: кто-то настолько сможет проникнуться православием, что станет алтарником в храме, кто-то тоже проникнется, но поймет, что сможет несколько раз в неделю помогать в качестве добровольца. Никто насильно ничего заставлять делать не будет. Напротив, человек сам встает перед выбором, когда он может и должен помочь. Главное, чтобы вера прочно вошла в его жизнь. Кто-то может покинуть со временем православное движение, но при этом, по-прежнему, ходить в храм и совершать дела милосердия, помогать ближним. Про молитву. Что такое молитва? Молитва – это разговор с Богом. Молиться нужно столько, сколько мы хотим общаться с Ним. Поэтому и здесь есть выбор. И в одежде, и в поведении христианина тоже есть выбор. Никто не заставляет православного человека одеваться в черные и серые цвета, носить только брюки, а не джинсы. Одежда не приближает к Богу и не отдаляет от него. Просто должно быть элементарное понимание некоторых вещей. Почему не желательно заходить в храм в шортах? А почему, собственно, в этих же шортах нельзя зайти в театр или в кабинет начальника?
– Вокруг церкви вообще много стереотипов. Какой самый распространенный у молодежи?
– Негативное восприятие Церкви является самым, что ни есть распространенным стереотипом, активно подогреваемым в Интернете. Согласно интернетной мифологии, Церковь существует, чтобы изымать деньги из карманов доверчивых граждан, как правило, пожилого возраста, бороться с наукой и отучать человека думать своей головой. Многим этого вполне достаточно. Однако если мы считаем себя умными и образованными людьми, мы должны прежде, чем давать какое-либо суждение о предмете, хоть немного изучить этот предмет. В данном случае мы говорим о Церкви. И если присмотреться к ней чуть внимательнее, отбросив всю интернетную «шелуху», мы увидим совершенно иную картину. Оказывается, Церковь реализует огромное количество социальных проектов. Оказывается, Церковь не отучает думать, а наоборот, приучает человека думать о своей жизни и своем месте в мире. Оказывается, Церковь не против науки, поскольку среди самих священнослужителей тоже немало людей с учеными степенями. Она лишь предупреждает об опасности некоторых научных теорий, особенно когда речь идет об опережении техническим прогрессом моральных и этических норм. Об этом можно прочесть в Основах социальной концепции РПЦ.
Оказывается, Церковь не отучает думать, а наоборот, приучает человека думать о своей жизни и своем месте в мире
У «желтой прессы» есть любимый прием – вытащить наружу максимальное количество церковных скандалов и подвести людей к мысли, что раз такое возможно, может быть, и Бога никакого нет. Однако это очень хитрая уловка. Понятно, что отдельные скандалы могут коснуться Церкви, но даже если они имели место быть, разве это как-то умаляет существование Бога? Бог дал свободную волю человеку, и то, что кто-то ошибся на земле, не дает основание думать, что никого нет на небесах. Налицо явное сознательное нарушение причинно-следственной связи. И таких манипуляций множество. Поэтому мне очень хочется, чтобы молодежь осознала, что Церковь – это не нечто реликтовое, некий пережиток или музейный экспонат. Церковь – это вневременное явление, актуальное во все времена. Быть верующим человеком – это нормально и в современном мире. Это гораздо естественнее, чем быть человеком, существование Бога не признающим, поскольку история не знает ни одного атеистического народа, ни одного атеистического племени.
– Я посмотрела у вас в ВК в сообществе порядка 2000 человек. Как вообще церковь относится к социальным сетям? Я помню, когда появился «Батюшка онлайн» — это звучало немного смешно. А как сейчас это воспринимается?
– К социальным сетям можно относиться только как к неизбежной данности. Хорошо это или плохо – уже не столь важно, поскольку это есть. А раз есть инструмент, вопрос о его использовании зависит от самого человека. Поэтому социальные сети и Интернет можно использовать, в том числе, и для проповеди. У нас, действительно, есть группа в социальных сетях: https://vk.com/pravsimbirsk – и существует она не для того, чтобы хвастаться своими добрыми делами, а для того, чтобы показать наглядный пример, чем можно заниматься и привлечь внимание молодежи. Кто-то, посмотрев наши новости, со временем приходит в православный клуб и предлагает свою помощь.
Кто-то не может помогать физически, но, увидев, например, пост о сборе вещей, готов помочь именно таким образом. Стоит сказать, что Интернет изобилует различным контентом с негативным окрасом, которому обязательно нужно противопоставлять добрые и хорошие новости. Правда, присутствие в социальных сетях отнимает достаточное количество времени. Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнью, что не очень-то легко. Недавно прочитал развернутое высказывание одного известного священника, который решил уйти из всех социальных сетей, обосновав это тем, что в реальной жизни привести людей к Богу ему легче, чем в виртуальном пространстве. Это очень разумный выбор. Но кто-то все же должен присутствовать и в пространстве по ту сторону монитора, потому что сегодня львиная доля молодежи сейчас как раз находится там.
Елена Скворцова
73 онлайн