Свет монашеского пути

    На наших глазах произошло чудо: в самом сердце города, на историческом месте, среди шума и суеты, вырос остров тишины и молитвы – Спасский монастырь. В сегодняшнем интервью с настоятельницей обители игуменией Сергией (Вотриной) мы поговорили о планах по возрождению обители и о том, почему люди уходят в монастырь. 

    – Матушка Сергия, за рекордно быстрые сроки в монастыре появились стены еще одного храма. Когда планируется завершить внутреннюю отделку?

    – Еще и внешняя не завершена до конца: собор будет побелен, как колокольня. Уже приступили к этим работам – но пока побелили только шейки к главкам куполов. Это необходимо, чтобы перекрыть крышу. Параллельно штукатурят стены изнутри, выравнивают их и готовят под роспись. Если Богу будет угодно, работы завершатся в 2023 году. Это касается Спасского, верхнего храма. А в нижнем, так называемом «пещерном», – в честь Царственных страстотерпцев – сейчас залиты теплые полы. Надеемся освятить этот храм в следующем году, в день памяти Царской семьи.

    – Почему храм именно в честь Царственных страстотерпцев?

    – В Ульяновской области нет ни одного храма, посвященного этим святым. Поскольку судьба Спасского женского монастыря Симбирска достаточно трагична, хотелось сохранить память о тех людях, которые были невинно убиты в советские годы. Сколько монахинь пострадало, сколько было расстреляно! Тема голгофы Царской семьи перекликается и с бременем насельниц Симбирской обители. О таких вещах нельзя забывать.

    – Ощущаете помощь преподобномученицы Екатерины (Декалиной)? Чему вы учитесь у нее?

    – Несомненно, ощущаем. И сами, и наши прихожане, которые часто рассказывали о ее мгновенной помощи. Наверное, самый яркий пример – история со скитом. Мы никак не могли найти для монастыря место в сельской области под скит. И Господь так устроил, что в деревне Панская Слобода – месте рождения преподобномученицы Екатерины (Декалиной) – нашелся подходящий вариант. Явно видим, что она нам помогла! Нашлись люди, которые приобрели там для обители небольшой уютный дом с участком. Сестры теперь периодически ездят туда по несколько человек. Они очень довольны, что есть такая возможность.

    Для меня главный урок ее жизни – непоколебимая стойкость веры. Это же надо было пройти в конце жизни испытания с таким спокойствием, доверием Спасителю! Дай Бог, чтобы ее молитвами и мы с честью прошли путь, который нам уготован.

    – В 2016 году вы сказали в интервью нашей газете о четырех намеченных этапах строительства. Три из них практически выполнены. Последним значилось возведение ограды вокруг монастыря. Эти планы в силе?

    – Да, все в силе. Ограду уже начали делать – закуплен кирпич, заказаны ворота. Об ограде со стороны улицы Бебеля еще рано говорить, там нужно сносить гаражи. Вместо них мы хотим со временем построить два сестринских корпуса, которые будут отгорожены от основной территории, закрыты для посетителей. Но это планы, а на деле – как Господь устроит.

    – Почему вы пошли в монастырь?

    – «В миру» внешне все было благополучно: семья, работа, дом, машина. Жили с супругом хорошо. Единственное, у нас не было детей. Поскольку он единственный сын, не хотелось лишать его родителей радости увидеть внуков. И я подумала, что нужно дать человеку возможность жениться второй раз.

    Про монастырь и в принципе про то, что есть такой образ жития, я даже не слышала. И вот однажды к нам в деревню приехал священник, рассказал, что строит храм в Покровском, собирал пожертвования. Лишних денег у меня не было, и я спросила, чем еще могу помочь. «А вы приезжайте, посмотрите», – ответил батюшка. Я так и поступила. Наметила, что могу сшить для церкви. И как-то ненароком услышала про владыку Прокла, про открывшийся женский монастырь в Комаровке, про то, что там и варить-то некому. Про себя думаю: «Варить-то умею, я бы им с радостью помогла». В светском журнале вскорости попалась статья, из которой я поняла, что такой серьезный шаг – уход в монастырь – можно делать только по благословению.

    – И вы поехали к архиерею?

    – Да. Захожу в епархию – перед кабинетом очередь. Я села, жду. Вдруг зашла матушка Магдалина (настоятельница Михайло-Архангельского монастыря с. Комаровка – прим.ред.), прошла к владыке, решила свои вопросы и направилась обратно. Я – за ней. Рассказала ей о своем желании. Матушка развернулась, взяла меня с собой, и мы зашли к архиерею уже вместе. «Владыка, тут женщина к нам в монастырь хочет!» – говорит матушка. «Бог благословит», – ответил он, и мы ушли. Я-то думала, поговорю, спрошу у него совета, а получилось все быстро и спонтанно. Пять минут спустя я уже ехала с матушкой в монастырь и лишь по дороге рассказала ей свою историю.

    – Сложно было привыкать к монастырской жизни?

    – Я не знаю, есть ли светлее путь в этой жизни, чем монашеский. Трудно дается все делать по послушанию, но если смиряешься и делаешь – не передать словами той радости, которая тебя переполняет. Ты знаешь, что не оставлен Богом, ты не один.

    – Сколько сестер сегодня в Спасском монастыре? Как они попадают в обитель?

    – Сегодня в монастыре 30 сестер. Промыслом Божиим попадают, у всех разный путь! У кого-то была семья, но муж умер и человек понял для себя: в миру для него больше жизни нет. Кому-то в 18 лет духовник посоветовал уйти в монастырь… Если есть воля Божия, Он призовет.

    – В монастыре ведется много разноплановой работы. Какие задачи первостепенные?

    – Все задачи важные. И молитва, и стройка, и образовательные проекты, и социальные. Господь дает что-то сделать – стараемся трудиться хорошо, как для Бога. Если предстоит провести мероприятие, мы встречаемся и обсуждаем с ответственными лицами, сестрами, помощниками, как лучше его организовать.

    – Многие люди после посещения монастыря говорят о радушии, которое встретили тут. Как вам удается уделить внимание каждому?

    – Я даже не знаю, что ответить… Здесь человек не один. Мы помогаем друг другу, трудимся сообща. Надо грибы собирать на трапезу – едем собираем, гостей встретить – готовим, накрываем вместе. Общими усилиями все устраивается с Божией помощь!

    – Близится престольный праздник монастыря. Как проходит этот день в обители?

    – Венец праздника – литургия. Обычно составляем программу мероприятий на этот день, стараемся людей чем-то утешить. Несколько раз раздавали бесплатно выпечку.

    Экскурсии по территории монастыря проводят либо сестры, либо сотрудник епархиального церковно-исторического отдела, краевед Ольга Новосад, которая очень интересно рассказывает, ее можно слушать и слушать.

    – Расскажите, пожалуйста, об иконах Спаса Нерукотворного, которые хранятся в обители.

     

    – Когда митрополит Феофан (Ашурков, +2020) назначил меня старшей сестрой возрождающейся Спасской обители, матушка Магдалина подарила нам небольшой образ Спаса Нерукотворного.  Он древний, именно его до революции сестры Спасского монастыря подарили 4 октября 1898 года некоему Симбирскому обществу в память 250-летия. Об этом гласит текст на обороте иконы. Явно, образ был украшен монахинями – рукописный лик обрамляет искусное шитье. Эта икона на престольный праздник всегда на аналое – она уже сильно обветшала от времени, поэтому в постоянном доступе ее нет.

    А большой образ, который располагается в Иверском храме, – это, скорее всего, список с иконы, которая когда-то располагалась на вратах Симбирска.

    Беседовала Ксения Манякова

    № 15 (551) 11 августа 2021 г.