Сложно не заметить старинный храм у дороги, проезжая мимо села Ждамирово. Построенный задолго до революции, он многое претерпел в годы советской власти. Местные жители, радеющие о приходе, объединились всем селом, чтобы восстановить дом Божий на родной земле.
Памятник архитектуры
Троицкий храм был одним из крупнейших каменных храмов Симбирской губернии. Он строился на средства прихожан. Приделов в храме было три – во имя Святой Живоначальной Троицы, святителя Николая Чудотворца и пророка Илии. Староста храма Иван Николаевич Бочкарев рассказал нам, что церковь освятили в 1810 году, но строить начали еще в XVIII веке. Храм был большим и величественным, его украшал богатый многоярусный иконостас. На богослужения верующих призывал звон 16 колоколов, который был слышен даже в Алатыре. Самый большой из них весил почти шесть тонн. Храм разделялся на летний двухэтажный (холодный) и зимний (теплый) храм.
Разграбление и закрытие
С наступлением богоборческих времен многое изменилось в жизни прихода.
В 1922 году по всей стране началась кампания по изъятию церковных ценностей. Не миновала эта участь и Троицкий храм: 10 мая, зная о предстоящем расхищении, прихожанка Пелагея Федоровна Парфенова набатным звоном подняла тревогу. Сбежавшиеся на звон местные жители отобрали ключ у церковного сторожа и закрыли храм. Приехавшие для изъятия церковных ценностей члены комиссии не смогли противостоять сельчанам и вынуждены были удалиться. Пелагею Федоровну арестовали и приговорили к пяти годам заключения. Больше ее никто не видел. Память о женщине, самоотверженно отстоявшей храм, до сих пор жива в селе.
В начале 1930-х годов храм все-таки разграбили и закрыли: никого не подпуская к храму, солдаты сбросили колокола, раскололи их кувалдами и увезли. В 1950-х годах разобрали колокольню и теплый храм, а в уцелевшей части церкви сделали зернохранилище.
Со временем снесли купол храма, отбили все фрески. Дом Божий стал сельсоветом и правлением колхоза. Потом были годы запустения, размещение в стенах храма кочегарки и спортивного зала…
О прежнем облике любимой всеми сельчанами церкви сейчас напоминают лишь дореволюционные картины и фоторепродукции.
Явление иконы
Село известно и преданием об обретении Казанской иконы Божией Матери. Более трехсот лет назад в жаркий день пастухи, желая утолить жажду, подошли к роднику, который находится в нескольких километрах от Ждамирова, и увидели на дне икону Богородицы. Святыню достали, а родник освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. У источника произошло немало случаев исцелений от различных болезней.
Явленный образ хранился в построенной неподалеку часовне. Со временем святыня была торжественно перенесена в Троицкий храм.
В годы гонений на Церковь часовня была разрушена, святой источник – сильно заболочен, а чудотворная икона пропала.
Однако по прошествии многих лет святыню нашли на чердаке у одного из местных жителей. Сейчас она вновь хранится в Троицком храме и особо почитается верующими. В дни православных праздников на источнике служатся водосвятные молебны, люди постоянно приезжают за прохладной и целебной водой.
Восстановление храма
Первая служба после долгих лет запустения прошла в разрушенном Троицком храме на Пасху 1999 года. За дело восстановления церкви взялись активные прихожанки: Нина Николаевна и Олимпиада Константиновна Красильниковы и Тамара Николаевна Грызунова.
По словам Олимпиады Константиновны, на мысль о восстановлении храма их натолкнул батюшка, приезжающий из Алатыря. «Мы начали молиться святителю Николаю Чудотворцу на кирпичиках», – вспоминает прихожанка. От прежде величественного храма тогда остались только стены. Чтобы собрать средства на реконструкцию, женщины ходили по селу, выезжали в соседние населенные пункты. И люди отзывались! Нашлись мастера из соседнего Алатыря, которые добросовестно и усердно выполняли строительные и ремонтные работы за небольшую плату. Удалось воссоздать алтарную часть, собрать иконостас. Начались регулярные богослужения. Но, к сожалению, в силу разных причин восстановление храма затянулось.
Осенью прошлого года настоятелем прихода был назначен отец Иоанн Филиппов. Ремонтные работы постоянно сменяют друг друга: покрасили пол, потолки, стены, притвор. Из пристройки, сооруженной в советское время, сделали трапезную. Предстоит еще немало трудов, но батюшка и жители с верой и надеждой рассказывают о своих задумках.
Богослужение архиерейским чином
18 июня впервые в истории Троицкого храма прихожане объединились на Божественной литургии, которую возглавил правящий архиерей. Для жителей Ждамирова приезд митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина стал значимым событием, которого они с радостью и трепетом ждали. Солнечным июньским утром владыку встречали в самом центре села – у входа в храм. Приветственные слова и песни прозвучали от народного коллектива мордовской песни «Комолькай». Примечательно, что участницы хора, работавшие при доме культуры, много лет назад решили помочь назначенному на приход батюшке и начали петь на клиросе. С тех пор уже 21 год народный коллектив участвует в богослужениях и является неотъемлемой частью прихода.
«Мы стали одной командой»
Отец Иоанн видит свою первостепенную задачу в том, чтобы сплотить прихожан. Регулярные богослужения и совместная молитва этому способствуют. «Мы стали одной командой, и мне как священнику это очень нравится. На мои просьбы всегда откликаются, идут навстречу», – поделился настоятель.
Прихожане ценят доброго и отзывчивого батюшку. Уже укоренилась традиция поздравлять друг друга с днем рождения или днем ангела после Литургии, устраивать совместные трапезы. Если кого-то надо причастить, пособоровать, отпеть, отец Иоанн незамедлительно выезжает к человеку, хотя и живет в Ульяновске.
«Жители села – очень верующие люди и стремятся, чтобы на их земле вновь возродился храм. Потому что прихожане понимают: храм – это сердце села. Они его берегут и стараются, чтобы это сердце билось постоянно. Также мы надеемся, что завершение работ по восстановлению храма даст новый толчок для развития самого села», – рассказал отец Иоанн.
Мария Башарина
Газета «Православный Симбирск»