Радость обретения святыни

    27 сентября Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день верующие вспоминают два события: как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа, и возвращение святыни из Персии в VII веке, где она находилась в плену.

    Оба события объединяет то, что Крест перед народом воздвигали, иными словами, поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

     

    События праздника

    После того, как свершились величайшие для спасения человеческого рода события – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христа, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении. На некоторых из них были построены языческие капища.

    Обретение Честного Креста произошло в царствование святого равноапостольного императора Константина Великого. По словам церковных историков IV века, мать правителя, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Христа.

    Сохранились три варианта предания об обретении Креста Господня. Согласно наиболее древнему (его приводят церковные историки V века), Животворящее Древо находилось под языческим святилищем. Когда капище разрушили, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, на каком из крестов был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из них, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!»

    Вторая версия возникла в первой половине V века в Сирии. Она относит это событие не к IV, а к III столетию, утверждая, что Крест был обретен женой императора Клавдия II Протоникой, а затем спрятан и вновь найден в IV веке.

    Третий вариант развития событий: святая Елена пыталась узнать место нахождения Креста у иерусалимских иудеев, и один престарелый еврей по имени Иуда указал его – капище язычников. Равноапостольная царица повелела разрушить постройку и начать поиски. Там были найдены три креста. Явить Животворящее Древо помогло чудо. Когда мимо проходила похоронная процессия, к усопшему поочередно приложили три креста. После того, как на тело возложили Крест Христов, человек воскрес. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

    В VII веке с воспоминанием обретения Крестного Древа было соединено другое воспоминание – о возвращении святыни из Персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ правитель забрал Крест Господень. 14 лет он находился у иноземцев. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

    Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Одни считают, что Животворящее Древо находилось в Иерусалиме до 1245 года. Другие, что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

     

    Установление даты празднования

    После обретения Древа Господня император Константин начал строительство храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому Городу торжественностью. Примерно в 335 году была освящена воздвигнутая рядом с Голгофой и пещерой Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (то есть освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя стал ежегодно праздноваться с большой торжественностью 13 или 14 сентября (ст.ст). Воспоминание события обретения Честного Креста вошло в состав праздничного торжества в честь Обновления храма. Согласно «Пасхальной хронике» VII века, чин воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

    Уже в конце IV века праздник Обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы конца IV века Эгерии, Обновление праздновалось восемь дней. Каждый день торжественно совершалась Божественная литургия. Интересно, что храмы в этот период украшались так же, как на Богоявление и на Пасху. На праздник в Святой Город приходило множество людей, в том числе из Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного царем Соломоном.

    В V веке праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, на протяжении восьми дней. Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V века, на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Получается, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня.

    Со временем ситуация изменилась и Крестовоздвижение стало более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии преподобного Саввы Освященного, написанного в VI веке, еще говорится о праздновании Обновления (а не Воздвижения), то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом перу святителя Софрония Иерусалимского, сказано о том, что святая направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения Креста Господня.

    К VII веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться: вероятно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, повлекшего за собой пленение Креста и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, в одной из проповедей святитель Софроний Иерусалимский говорит, что он не знает, почему Воскресение предшествует Кресту (то есть почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижению, а не наоборот), и что ответить на этот вопрос могли только более древние епископы.

    С течением времени именно праздник Воздвижения Креста Господня стал основным торжеством, а праздник Обновления Иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, превратился в предпраздничный день Крестовоздвижения.

    Сейчас праздничный цикл состоит из предпразднства 26 сентября (соединенного с праздником Обновления Иерусалимского храма), самого праздника и семи дней попразднства, включая отдание 4 октября. В Иерусалимском Уставе, начиная с ранних его редакций, появилось указание на пост в день Воздвижения Креста Господня.

     

    Богослужение праздника

    Воздвижение – это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой (соответственно, память святителя Иоанна Златоуста переносится на другой день). В праздник положено совершать всенощное бдение и литургию. На утрени Крестовоздвижения Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

    Кульминационный момент праздника – вынос креста архиереем (или старшим священником). Во время общего поклонения святыне поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до дня отдания Воздвижения. 4 октября священник уносит его в алтарь.

    Праздник Крестовоздвижения стал важной вехой годового богослужебного круга. К этому дню заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после Недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочено к Неделе по Воздвижении. В понедельник вслед за Неделей по Воздвижении начинается чтение Евангелия от Луки.

     

    Чин воздвижения Креста

    Неотъемлемой частью праздничного богослужения является чин воздвижения Креста. В состав служащего духовенства может входить как Патриарх с сонмом духовенства, так и лишь священник с диаконом. В старопечатном московском Типиконе 1641 года есть указание, что крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах совершается лишь поклонение святыне по чину Крестопоклонной недели. В настоящее время в Русской Церкви чин воздвижения Креста совершается только в соборах, а в монастырях и на приходах – лишь с благословения правящего архиерея. В современной греческой практике, напротив, чин может совершаться во всех храмах без исключения.

    Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования. Профессор Н.Д. Успенский, специалист в области исторической и систематической литургики и церковной истории, считает, что «многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения».

    В иерусалимских памятниках чин засвидетельствован в V веке. В армянском переводе иерусалимского Лекционария этого времени упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, составлявшая часть празднования Обновления Иерусалимского храма. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII веков, чин описан подробно. Он совершался 14 сентября (по ст.ст.) в третьем часу дня (считая от рассвета, то есть после утрени). Начинался чин с того, что служащие входили в диаконник (помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений – прим. ред.), облачались, украшали крест (или даже три креста) и полагали его на престоле. Сам чин включал три воздвижения креста и сопровождался 50-кратным пением «Господи, помилуй». После третьего поднятия крест омывали благовонной водой, и все молящиеся прикладывались к нему. Затем святыню вновь полагали на престол и начинали Божественную литургию. После службы вода раздавалась народу.

    В VI веке чин уже был широко известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других городах мира: например, византийский историк Евагрий Схоластик сообщает о традиции поднятия Креста и его обнесения вокруг храма в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о «третьем воздвижении», что указывает на существование к тому времени в Константинополе сложного чина воздвижения.

    Согласно Типикону Великой Церкви, в Соборе Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь святыни. Он описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, поднимал крест, держа его в руках, а народ возглашал «Господи, помилуй»; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и поднимающего крест, вошло в традиционную иконографию праздника.

     

    Иконографические особенности

    Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с Патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в Соборе Святой Софии в Константинополе.

    Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. На праздничном образе мы видим большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане – святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа – фигуры равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Самое раннее изображение такого извода – икона из новгородского собора Святой Софии (конец XV века).

    Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: святые царь и царица стоят по обе стороны от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот сюжет развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

    Газета «Православный Симбирск»