Поразительный феномен мученичества за Христа заключается в том, что мучители никогда не достигают своей цели: они хотят упразднить смертью славу Божию, но в итоге возвышают имя Господне и тех, кто уповает на Него.
Об этом свидетельствует и жизнеописание одного из Симбирских святых – священномученика Александра Гневушева. День его памяти Церковь отмечает 28 апреля.
Будущий священномученик родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда в семье одного из самых уважаемых священников Симбирской епархии – Феодора Васильевича Гневушева. У отца Феодора и матушки Клавдии было четверо детей – два сына и две дочери. Обе дочери продолжили труды отца на ниве народного образования – стали педагогами. А оба сына – Сергей и Александр – священниками.
Духовное образование братья Гневушевы получили в Симбирской духовной семинарии. 14 марта 1913 года Александр Гневушев был назначен псаломщиком в своем родном селе – в храме, возведенном трудами отца.
В 1914 году он был рукоположен во священника к храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино и назначен заведующим сельской церковно-приходской школой и земской школой в ближайшей деревне. В 1921 году отец Александр был направлен служить в Михаило-Архангельский храм в село Комаровка, в 1923 году — в село Шумовка.
Верность Церкви
Еще до прибытия в Шумовку нового священника прихожане разделились: большая часть решила последовать за обновленцами, так называемой «новой церковью». Во что бы то ни стало они хотели избавиться от священника-«тихоновца» (т.е. поддерживающего Патриарха Тихона, руководящего «необновленной» Православной Церковью). В обновленческое Симбирское епархиальное управление полетели клеветнические письма на отца Александра. В апреле 1925 года обновленческое епархиальное управление решает произвести дознание по содержанию жалобы. Изучив положение дел в Шумовке, епархиальный совет решил предложить отцу Александру «духовную взятку»: сделать его благочинным всех обновленческих храмов Ульяновского района. Отец Александр отказался – предпочел уйти за штат, но не изменять священнической присяге.
Три месяца священник не служил – не смог найти ни одного необновленческого прихода. В июле 1925 года Патриарх Тихон назначает на Ульяновскую архиерейскую кафедру епископа Виссариона (Зорина). Отец Александр сразу же направился к Преосвященному, который назначил его настоятелем храма в селе Бряндино Мелекесского района. Здесь священник в течение четырех лет служил Господу, молился о своих духовных чадах, терпел притеснения местных властей.
Душе моя, востани!
В святки 1930 года местным кружком «Организации воинствующих безбожников» решено было снять с церкви колокола. Чтобы священник не помешал этому святотатству, накануне «мероприятия» в дом отца Александра явились для описи имущества и раскулачивания сельские активисты. Забрали все, даже кухонную утварь и детские вещи. Но священник понимал, что это только начало притеснений.
14 января после службы он обратился к верующим: «Быть может, последние службы служим в нашем храме. Скоро отберут у нас храм… Налог выплатить не можем, а меня самого обобрали до нитки». Несмотря на святки, священник призвал прихожан начать готовиться к Причастию, то есть начать поститься и усердно молиться, – ведь если церковь закроют, то кто знает, когда в следующий раз доведется приобщиться Святых Христовых Таин? Стоя на амвоне и держа крест в руках, отец Александр запел великопостное: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается…». За батюшкой запели певчие, народ в храме начал плакать. Потекли слезы из глаз и самого отца Александра. Не смог батюшка сдержаться, зарыдал, положил крест на аналой и ушел в алтарь.
Представители советской власти хотели снять колокола с бряндинского храма, но верующие не могли смириться с этим беззаконием. Три дня люди не отходили от храма, молились и плакали. Казалось, безбожники отступили, но ненадолго.
Арест и мученическая кончина
В начале февраля отец Александр уехал погостить к родственникам в Ульяновск. 11 февраля, в его отсутствие, в Бряндине были арестованы «активные участники выступления верующих при попытке властей снять колокола». Священник был объявлен в розыск. Арестовали батюшку 23 февраля, через два дня ему предъявили обвинение: «является руководителем кулацкой группы, систематически срывавшей мероприятия советской власти». Через два месяца после ареста постановлением тройки ПП ОГПУ иерей Александр Гневушев был приговорен к расстрелу. 28 апреля 1930 года приговор был приведен в исполнение. Тело святого зарыли «на кладбищах за г. Ульяновском близ Стрижева оврага». У отца Александра осталось пятеро малолетних детей.
Неслучайные встречи
Жители села почитают память священномученика Александра, пресвитера Бряндинского. В дни памяти святого в храме, освященном в его честь, проходят торжественные богослужения, организуется приходской праздник. Активные участники праздничных концертов – кадеты Бряндинской школы. Часто на праздник приезжает епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор.
В этом году 26 апреля в 9:30 состоится молебен в бряндинском храме, а затем в школе пройдет круглый стол на тему «Опыт духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях.
Директор Бряндинской казачьей кадетской средней школы Елена Анатольевна Авакова поделилась воспоминанием о чудесной встрече, которая произошла по молитвам отца Александра: «Несколько лет назад мы стали свидетелями настоящего чуда, которое запомнилось нашим воспитанникам. В день рождения святого праздник в школе шел своим чередом: как всегда, к нам приехало много гостей, больше мы никого не ждали. Вдруг останавливается машина. Оказалось, что из Петербурга приехал внук священномученика Александра, чтобы поклониться памятным для семьи местам. Такую встречу мог устроить только Сам Господь!».
Подготовила Ксения Хайсанова