В миру Знамировский Николай Иванович, родился 1879 году в г. Ирбите в семье чиновника – мирового судьи. Когда Коле не было еще и девяти лет, умер отец. Мать постаралась дать сыну образование и вывести в люди.
В 1900 г. окончил Пермскую духовную семинарию.
В 1904 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Во время обучения в академии окормлялся у известного старца – схиархимандрита Гавриила (Зырянова).
После окончания академии с 7 октября 1904 года работал преподавателем греческого языка в Пермской духовной семинарии. Затем в 1908-1916 гг. служил инспектором в этой же семинарии, где приобрел множество почитателей как проповедник и духовный собеседник.
С 15 августа 1917 года по 1918 год Николай Иванович был избран от мирян Пермской епархии членом Всероссийского Поместного Собора в Москве, избравшего Патриарха Тихона.
Во время Поместного Собора он неоднократно сослужил Пермскому епископу Андронику (Никольскому) в маленькой церкви Спаса-на-Бору у раки святителя Стефана Пермского. Владыка Андроник служил один, без диакона, а пели его спутники-пермяки – архимандрит Матфей (расстрелян в 1918 г.), Андрей Гаврилович Куляшов и Николай Иванович Знамировский. Промыслительно, что впоследствии он принял монашество с именем Стефана (в честь Стефана Пермского).
В 1919 г. – ректор семинарии. В том же году отступил с Белой армией в Сибирь.
В целибатном состоянии рукоположен в сан священника и с 1920 года служил в г.Омске на приходе, возведен в сан протоиерея.
Годы возведения в сан протоиерея и пострижения в монашество неизвестны.
С 1921 г. (по другим данным – с 1923) служил в г. Шадринске. В 1923 г. арестовывался по делу епископа Льва (Черепанова) и переведен в Москву. Но вскоре освобожден по амнистии.
12 сентября 1924 года был хиротонисан патриархом Московским святителем Тихоном во епископа Шадринского, викария Свердловской епархии .
В тот же год прибыл в Пермь в качестве временно управляющего Пермской епархией.
Пользовался большим влиянием среди духовенства и паствы. В этот период он выпустил обращение к пастве, в котором запрещал верующим вступать в переговоры с обновленцами. Его обращение вместе с обращением Ленинградских епископов и посланием митрополита Петра Крутицкого было прочитано представителями православных, которые, по приглашению обновленцев, явились на собрание 26 августа 1925 года, “для обмена мнениями по вопросу о соборе и выборам на него”,- как пишет проф. Титлинов.
Конечно, для местных жителей это обращение своего, известного епископа имело не менньшее, если не большее значение, чем два остальные. Тот же проф. Титлинов вынуден признать, что “в селах и заводах замечалось тяготение к собору, но ввиду таких “обращений” это тяготение подавлялось”. Вследствие этого православные уклонились от участия в предсоборной работе за исключением тех, которые взяли на себя обязанность заявить на соборе общее мнение паствы епископа Стефана.
“Прочитав эти документы, – продолжает проф. Титлинов, – представитель староцерковников сказал, что добавить к ним он ничего не может, их долг повиноваться, а потому разговоров о выборе на собор быть не может”.
С 1926 года по 29 сентября 1927 года временно управлял Свердловской епархией.
18 сентября 1926 г. арестован Шадринским отделом ГПУ и обвинен в «контрреволюционной деятельности». Четыре месяца он провел в свердловской тюрьме, но, по-видимому, обвинения были настолько беспочвенны, что 14 января 1927 г. приговорили его по статье 58-5 УК РСФСР к трем годам лишения права проживать в крупных городах и на Урале. Фактически же его сослали в Казань.
29 сентября 1927 года был назначен епископом Калужским. Управлял епархией по 10 июля 1928 года .
С 27 июля 1928 года митрополитом Сергием (Страгородским) запрещен в священнослужении. Последний год высылки отбывал в Вятке.
С 24 апреля 1929 года – епископ Вятский.
В том же году арестован и 18 сентября 1930 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по ст. 58-13 УК РСФСР на три года заключения в лагере. Отбывал заключение в г.Соликамске Пермской области, в Уральском лагере особого назначения. Отбыв срок заключения в Красновишерском лагере, в 1933 году прибыл в г.Ульяновск.
С 16 июня 1933 года – епископ Ульяновский.
С 5 октября 1933 года – епископ Вологодский.
23 марта 1934 года возведен в сан архиепископа.
25 сентебря 1935 г. арестован. Обвинение снова – в «руководстве контрреволюционной организацией». Только на сей раз приговор оказался более суровым: 5 лет заключения в лагере по статье 58-10 УК РСФСР. Виновным архиерей себя не признавал, и после доследования обвиненный уже в «антисоветской деятельности» вместо лагерей он получил 5 лет ссылки в Северный край. Путь его лежал в Сыктывкар.
Тентюково ныне – окраина города, осталась от села только одноименная улица. А перед войной это было село под Сыктывкаром – здесь, у своей племянницы Анны Тимофеевны Рогозиной, и поселился архиепископ Стефан с келейником. Однако власти, видимо, все-таки решили довести дело до конца.
14 июня 1938 года его снова арестовали. Обвинили в том, что он «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина», ликвидированной в начале 1937 года».
Отсидев три года в Верхне-Човской колонии, в июне 1941 года он был освобожден, но буквально через два месяца снова арестован по обвинению:«отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 по июнь 1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии. И так как, в силу совершенных им преступлений, обвиняемый может скрыться от следствия и суда, избрать мерой пресечения содержание его под стражей в СИЗО Верхне-Човского ИТК».
В анкете обвиняемого отмечены особые приметы: высокий рост, волосы седые. При аресте была изъята книга Иоанна Златоуста.
17 октября 1941 г. был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу и П.А.Потаповой высшей меры наказания. После этого последовала кассационная жалоба архиеп. Стефана в Верховный суд: «…Нахожу данный приговор совершенно несправедливым. Прогулов за время пребывания в колонии не было. Свидетель Цыпанов вскоре умер, как дал показания. Власть желает знать правду, а я эту правду ей и говорю: я не виновен – в надежде, что найду в Верховном суде истину и справедливость…»
Архиеп. Стефан был расстрелян 18 марта 1942.
Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями. Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен.
В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте». Место расстрела и вечного упокоения – кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно.