Главная / 2020 год / Вопрос Архиерею. Новые ответы

Вопрос Архиерею. Новые ответы

На вопросы читателей епархиальных СМИ отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

 

Бог дает нам право выбора, но также есть такое понятие, как смириться и принять волю Божию. Как научиться понимать, где действительно необходимо самому принимать решения, не перекладывая ответственность, а где промысл свыше?

 

Покорность воле Божией и смирение ни в коем случае не предполагают, что надо сидеть сложа руки и ожидать чего-то такого, что извне войдет в Вашу жизнь и изменит ее. Человек в своей жизни должен действовать. Нужно помолиться Богу — и трудиться, прилагать усилия в достижении тех целей, которые мы поставили. В сжатом виде это может звучать так: «Я делаю всё, что от меня зависит, — но полагаюсь на волю Божию. Как управит Господь».

И если наши действия увенчались успехом — хорошо, слава Богу. Если не получилось — значит, такова воля Божия, нужно смириться, отойти и приступить к каким-то другим занятиям, другому деланию. И, конечно же, помолившись, решение надо принимать самому, не перекладывая ни на кого ответственность.

 

Слышала от некоторых священников, что при крещении ребенка обязательно нужно присутствовать крестным, они должны давать обет Богу. Получается, если не присутствовали, значит, крестные только на словах? И женщина 40 дней не должна ходить в храм после родов, а потом какие должны быть прочитаны молитвы и как? Через сколько дней лучше крестить  ребенка? Елена

 

Уважаемая Елена! Конечно, крестный или крестная (необязательно их должно быть двое, достаточно одного) должны присутствовать при Крещении, иначе «назначение» какого-то человека крестным превращается в формальность. И надо понимать, что присутствие на таинстве Крещения — это еще не всё. Крестный, или восприемник, — это человек, который отвечает перед Богом и людьми за христианское воспитание своих крестников. И если человек, которого Вы выбираете в крестные, не является настоящим христианином, не живет по-христински, не ходит в храм, то его нельзя делать восприемником, потому что тем самым мы профанируем совершаемое таинство. Это совершенно бессмысленно и даже вредно.

Когда лучше крестить ребенка? Здесь нет какого-то правила, обязательного для всех. Есть традиция  крестить на сороковой день, но если в этом есть необходимость (например, ребеночек родился слабым), можно и раньше.

Крещение на сороковой день обычно совмещают с чтением небольшого молитвенного последования над матерью ребенка. После этого она может причащаться Святых Христовых Таин и участвовать в других церковных таинствах.

 

Как пережить предательство? Я перестал доверять многим священникам, они в церкви одни, а за стенами церкви другие. Кирилл

 

Уважаемый Кирилл! К сожалению, Вы не единственный, кто разочаровался в Церкви, разочаровавшись в том или ином священнике. Я могу сказать только одно: священник, как бы он ни был хорош или плох, — это все-таки человек. Не надо ни слишком привязываться к нему, ни разочаровываться в нем, потому что священник, как и любой человек, тоже связывается теми или иными грехами, у него есть недостатки. И совершенно неправильно пытаться увидеть в Церкви среди священнослужителей живых святых. Слава Богу, такие люди есть, но они никогда не были в подавляющем большинстве. Церковь на земле называется воинствующей. Не потому, что она с кем-то воюет, а потому, что ее члены всю свою жизнь заняты борьбой со своими грехами и страстями. Если мы их побеждаем, тогда мы исполняем слова апостола, который говорит: призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4, 7). Если же мы побеждаемся грехом и падаем, то тогда нуждаемся в молитвах Церкви о нас, чтобы Господь помог нам с этими грехами справиться.

Поэтому к священникам надо относиться трезво: не преувеличивать ни их заслуг, ни их недостатков. Если Вы видите недостатки того или иного священника, и они Вас смущают — просто отойдите в сторону, не общайтесь с ним, ищите другого батюшку. Слава Богу, у нас в Церкви достаточно много хорошего, добросовестного, верующего и благочестивого духовенства.

 

Уважаемый Владыка, здравствуйте! У меня есть вопрос. Задавала батюшке на приходе. Он сказал, что вопрос непростой и не рискнул на него отвечать. Почему, как только я закажу сорокоусты о здравии, сразу начинаю болеть? Особенно сорокоусты с частицей. Так вся семья (муж, ребенок). И вот опять: заказала, и все болячки обострились. Может быть, не заказывать? Почему так происходит? С уважением, Александра.

 

Уважаемая Александра, я тоже не смогу ответить на Ваш вопрос однозначно, потому что здесь может быть несколько сторон.

Возможно, присутствует некая мнительность с Вашей стороны. Может быть, просто не стоит так внимательно прислушиваться к себе и прямо связывать одно с другим — заказ сорокоуста и болезни. Думаю, что какие-то недуги, как у большинства людей, у Вас есть, и время от времени они обострялись бы, даже если бы Вы не заказывали сорокоустов. Не бывает так, чтобы человек, достигший определенного возраста и имеющий хронические заболевания, годами был бы абсолютно здоров.

Но это может быть и бесовское искушение. Иногда враг всевает в человека какой-то помысл с целью отвратить его от доброго дела. Порой даже приходится слышать от людей: «Я не могу, допустим, помогать людям, потому что, как только я начинаю помогать, на меня сразу нападают какие-то искушения или несчастья»… Возможно, нечто подобное происходит и с Вами. Но если Вы человек верующий, если Вы ходите в храм, живете христианской жизнью — а она заключается в молитве, милостыне, делании добрых дел, в добром отношении к окружающим людям,— надо стараться продолжать исполнять свой христианский долг.

 

Я не знаю, что со мной происходит. Раньше ходила в храм при любой возможности, читала духовную литературу, смотрела фильмы и слушала аудиолекции на церковные темы. А теперь ничего не хочу. Читать и смотреть могу только детективы, т.к. они отвлекают меня от моего уныния. Заставляю себя ходить в храм, читать Евангелие, причащаться. Хочется найти какие-то ещё интересы, не связанные с церковной жизнью, хотя раньше все это казалось мне пустым. Что мне делать? Анна

 

Уважаемая Анна! Да, бывает так, что человеку «наскучила» духовная пища и церковная жизнь. Обычно это случается тогда, когда он, воцерковившись, резко забросил вообще абсолютно всё, чем жил раньше. Бывает, что, приходя в Церковь, человек из своей жизни выбрасывает абсолютно всё — не только плохое, но и среднее, и хорошее, и просто обычные человеческие чувства, привычки, эмоции, разрывает дружеские связи. Образно говоря, пытается слепить себя заново по каким-то воображаемым лекалам в сферическом вакууме. Ни психика, ни сердце человека этого долго не выдерживают. И через некоторое время происходит как бы откат назад — церковная жизнь становится такому человеку «неинтересна»…

Мне кажется, это больше психологическая проблема. Нужно разобраться в себе и пережить этот момент, преодолеть его, понимая, что, наверное, мы в чем-то переборщили. Но обязательно нужно просить помощи у Бога, не кидаясь в другую крайность и не забрасывая при этом свою церковную жизнь.

 

Подскажите, как бороться с грехом обидчивости? Каюсь в этом грехе и продолжаю обижаться, даже по пустякам. Я читала, что обиды — это проявление гордости, но я не считаю, что я гордый человек. Лариса

 

Уважаемая Лариса! В знаменитой книге «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, которая считается школой духовной жизни, есть очень интересное повествование: «Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата; но сей ослепленный, сказал ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый же старец возразил: «Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?»» (Слово 23. О безумной гордости).

Действительно, обидчивость — это свойство горделивой души. Об этом говорится у многих святых отцов. Гордость есть у каждого из нас. И тот, кто понимает это, получает возможность распознать в себе эту страсть и начать с ней бороться.

Поэтому, если человек говорит о самом себе, что он не гордый, — это уже не совсем правильно. А правильное отношение должно быть таким: если кто-то указал тебе на какой-то твой недостаток, надо обязательно к этому прислушаться.

 

Что такое родительское благословение? Каково его значение? Если родители считают решение взрослого ребенка неверным, могут ли они не давать ему благословение? Ольга

 

Уважаемая Ольга! В чинопоследовании венчания есть замечательные слова: «Помяни, Боже, и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Об этом говорит и Священное Писание: «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9).

Благословение — это молитва родителей о детях. Родительское благословение значит очень многое. Самая теплая, самая искренняя, самая глубокая молитва — это молитва матери и отца о своих детях, поэтому она, как говорится, доходчива к Богу. Наверное, каждый священник знает примеры тому, как родительская молитва буквально вытаскивала детей с того света.

Свое благословение родители, конечно, должны давать на то, с чем они согласны. Хотя, если дети, по мнению родителей, поступают неправильно, за них тем более надо молиться Богу, чтобы Господь управил их путь.

Однако Ваш вопрос — довольно общий. За ним могут стоять самые разные варианты и жизненные ситуации. Поэтому я посоветовал бы Вам обсудить его все же с духовником, который хорошо знает Ваши жизненные обстоятельства и Ваши взаимоотношения с детьми.

 

У меня из-за карантина появился страх перед посещением храма. И сейчас я бываю в церкви гораздо реже, чем раньше. Как к этому правильно относиться, и что мне делать? Надежда

 

Уважаемая Надежда! Страх — это, конечно, чувство не христианское. Но благоразумная предосторожность в тех обстоятельствах, в которых мы живем сейчас, необходима. Мне кажется, что в условиях пандемии храм можно посещать реже, но при этом больше молиться у себя дома, соблюдать постные дни — среду и пятницу, продолжительные посты (сейчас продолжается Рождественский пост). Поскольку мы знаем, что нужно избегать скопления людей, можно постараться приходить в храм в будние дни. Во всех храмах, где регулярно совершается Божественная литургия, обычно в будни, с понедельника по пятницу, на службу приходит от 10 до 20 человек. Поскольку это храмы большие (ежедневные богослужения в нашем городе совершаются только в больших храмах), и там обязательно используются маски и санитайзеры, находиться в них достаточно безопасно. Вы можете найти в храме место, где будете стоять достаточно далеко от других людей. Тем самым Вы сможете преодолеть свою боязнь, и в то же время будете в храме.

 

Будет ли подниматься вопрос о канонизации Василия Уреньского? Я понимаю, что в Ульяновской области много местночтимых неканонизированных почитаемых людей, но вопрос об этом старце волнует меня в первую очередь.

 

Вопрос прославления в лике святых того или иного подвижника находится в ведении епархиальной комиссии по канонизации. В Симбирской епархии ее возглавляет священник Алексий Шалахов. Я передал ему Ваше письмо и приведу его ответ на него:

«Что касается возможности поднятия такого вопроса, то, прежде всего, должна быть создана инициативная группа, проведен сбор документов о жизни старца, которые бы освещали все этапы его жизни. Канонизация может быть произведена только на основании документов. Личность человека должна быть освещена всесторонне как образец жизни христианина. Кроме того, должны быть собраны свидетельства о почитании старца и о чудесной помощи по молитвам к нему. Но я до сих пор не сталкивался с людьми, которые бы заявили, что хотят и могут проделать эту работу.

У меня есть также вопросы к некоторым фактам из жизни этого старца, которые трудно объяснить. Например то, что он носил иерейский крест. Мимо объяснения этого факта пройти невозможно. Как может мирянин носить иерейский крест? И что он сам об этом думал? Пока ответа у нас нет (по крайней мере я не встречал)».

 

Вопросы Митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Лонгину можно присылать по адресу: Simbeparhia-info@mail.ru