Что есть духовная жизнь?

    23 января Церковь молитвенно почитает память архиерея, богослова, публициста,  проповедника – святителя Феофана Затворника. Подвижник веры и благочестия, своими трудами он оказал глубокое влияние на православное общество. О посещении Вышенского монастыря – места подвигов святителя, а также его книгах – рассказ паломницы.

    … К воротам монастыря мы подъехали ближе к полуночи: время не рассчитали, водитель заблудился. Это было удивительно – нас ждали и приняли очень тепло. Открыли Казанский собор, где находятся мощи святого. Мы помолились, приложились, спели тропарь.

    Уже глубокой ночью, в темноте вышли на соборную площадь, где монахини рассказали нам о жизни и восстановлении обители. И вот какая картина навсегда осталась в памяти: пространство монастыря резко разделено надвое, хотя никаких заборов и оград не было. С одной стороны – тепло монастырского храма, особая ухоженность тех двух-трех зданий, где уже расположились сестры. С другой – запах нечистот и медикаментов, бродячие собаки, обвалившиеся строения… Острое, до боли в сердце, ощущение заброшенности, никому не нужности, людского горя и беды.

    – Здесь у нас до сих пор, с 1938 года располагается областная психиатрическая больница. Отношения у нас хорошие, сейчас для больницы строится в селе новый корпус, они и сами рады отсюда съехать, – спокойно рассказывала монахиня, ни на что не жалуясь.

    Тогда в монастыре жили 10 сестер (и еще 20 насельниц – на подворье обители, в двух километрах от нее) – и более 400 пациентов «дома скорби»! Как было не вспомнить известное замечание старца Паисия Святогорца: там, где нет духовников, где иссякает духовная жизнь и стремление к ней, пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы…

    «У святителя Феофана все кристально чисто»

    Когда в 1866 году 52-летний епископ Владимирский Феофан просил Святейший Синод уволить его «на покой», он явно искал не отдыха, не душевного и телесного покоя в нашем понимании этого слова. «Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить», – писал он. Святитель с тревогой видел в христианах «оскудение благочестивого духа», и одновременно – распространение безбожия и сектантских лжеучений: «Слабеет вера. В иных местах, не шутя, берутся поджигать ее». Предвидел он и последствия этих процессов…

    Его главной заботой было, чтобы абсолютно каждый христианин мог иметь в руках доступное изложение православного вероучения. Духовно-литературные труды святителя были и внутренней потребностью его души, и исполнением долга, имели чисто практическую цель.

    Вклад святого в богословскую науку огромен, его труды можно условно разделить на три категории: толкования на Священное Писание, переводы святоотеческих творений и собственные произведения с изложением основ христианской нравственности. Главную тему всех трудов святителя можно обозначить так – «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» . В них – полное святоотеческое учение о спасении души, изложенное святителем для самого широкого читателя. И то же время – не упрощенное и не поврежденное благодаря тому, что сам автор вел святую жизнь. Вот, кстати, как писал о святителе одному из своих духовных чад известнейший духовник нашего времени, старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Вам на все Ваши недоумения, вопросы и заблуждения ответит и поведет по жизни истинный старец и православный архиерей – святой святитель Феофан, затворник Вышенский… У святителя Феофана все кристально чисто, и по любви сердечной к людям – чадам Божиим, и все истинно, свято и безукоризненно канонически. Он на данном этапе Вам поможет больше, чем кто-либо другой».

    Смотрите за собой!

    Основой христианской жизни должна стать память о Боге – так учат нас все святые отцы. Но вот как пишет об этом святитель Феофан: «Взыщите Господа! Ищите лица Его выну (всегда – авт.)! Как человек человека видит лицом к лицу, так постарайтесь поставить душу пред Господом, чтоб были они с глазу на глаз. Быть сему так естественно, что и поминать бы о том не следовало. Ибо душа по природе к Господу должна стремиться… [но] Душа дура все ко Господу спиною оборачивается, то вертится пред Ним бесчинно, внимания на Него не обращая. Ведь это очень невежливо. Возьмите же в руки сию сударыню невежду и приучите ее законам вежливости, так вам известным».

    Или вспомним наставления святителя о борьбе со страстями, которым подвержены все мы.

    «Тщеславие, думаете, прошло. Нет, не прошло, а только спряталось на время. Не думайте так скоро отделаться от этой госпожи. Всюду за вами по пятам будет идти, и жужжать в уши».

    «Сдается мне, что у вас поминутно происходят в душе суд и решение над другими. Присмотритесь хорошенько. Если это и не поминутно, а изредка, то и отсюда не малая беда. Из самомнения выходят две вещи: трубление пред собою и осуждение других. Вот злая тройка, которая мчит в пагубу. Надо распрячь и сбыть этих ярых коней. Тогда выйдет: тише едешь, дальше будешь. Смотрите, пожалуйста, получше за собою».

    Язык святителя Феофана – необычайно простой и образный. Это та самая простота, которая является достоянием святых: необыкновенная ясность и единство ума и сердца, способность видеть глубину, суть вещей и явлений.

    Все святые отцы предупреждают нас об опасности страстей, словесное обозначение которых начинается с «само-»: самолюбия, самоугодия, саможаления. Но «авторское слово» святителя Феофана – «самоцен» – особенно запоминается, заставляет насторожиться.

    Святой обладал исключительной способностью понимать людей, самых разных. Среди адресатов его писем – и настоятели монастырей, и деловые люди, и, как сказали бы сегодня, простые домохозяйки (сейчас, кстати, это слово приобрело несколько пренебрежительный оттенок, а святитель труды и заботы матери семейства ставил очень высоко). Приходилось встречать суждение, что у подвижника особо развился талант христианского психолога благодаря его длительному уединению в затворе. В этом есть своя логика – уединение способствует сосредоточенности, а сосредоточенность помогает в любом деле. Но эта логика – земная. А есть еще небесная: священник, духовник хорошо понимает тех людей, за которых он молится.

    Сам святитель Феофан жил Богом, молитвой. В келье он устроил небольшую церковь в честь Богоявления и служил в ней Божественную литургию, в последние 11 лет жизни – ежедневно. После его смерти в храме нашли списки имен множества людей, которых он поминал.

    Святой считал очень важным для христианина научиться молиться, неустанно напоминал об этом в своих письмах. Молитвенное правило рекомендовал читать неспешно, вдумываясь в каждое слово – тогда согреется сердце. И учил не только словом, но и делом. Есть очень трогательное свидетельство о том, как молодые послушники Вышенского монастыря, сняв обувь, на цыпочках пробирались в покои к владыке – только посмотреть, как он молится, как служит литургию. Об этом рассказывал один из насельников монастыря того времени, архимандрит Клавдиан (Моденов): «Тихо-тихо проберемся к дверям и с замиранием сердца несколько минут наслаждаемся лицезрением священнодействующего святителя, потом с той же бережной осторожностью, дабы не нарушить его молитвенного подъема, удалялись»…

    ***

    …Когда мы уезжали из полуразрушенной и поруганной Выши, у нас не оставалось ощущения безысходности. Наоборот, мы увозили с собой чувства благодарности к святителю Феофану и уважения к подвигу монахинь, которые восстанавливали этот монастырь. И внутреннюю убежденность – у них есть великий помощник и заступник, по его молитвам, с помощью Божией все устроится! И действительно: сегодня монастырь в Выше полностью восстановлен! Воссоздано и открыто для посещения место подвига святого – домовый храм, комнаты, где он работал, читал, рукодельничал. Сбываются его слова: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

    Наталья Горенок

    № 1 (537) 13 января 2021 г.