Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Искусство и вера Прислонихи

Искусство и вера Прислонихи

2021 год в Ульяновской области объявлен Годом музеев. Когда мы приезжаем в другой город, страну, посещение местных музеев считается обязательным пунктом путешествия: так мы знакомимся с культурой и историей населенного пункта или региона. Но поверьте, знакомство с историей родного края подчас гораздо увлекательнее! Сегодня мы отправимся в село Прислониха Карсунского района Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области достопримечательное место «Прислониха – родина художника Аркадия Пластова» было включено в реестр памятников истории и культуры как памятник регионального значения. 31 января исполнится 128 лет со дня рождения великого художника.

Музей

В 1988 году в селе Прислониха Карсунского района был открыт мемориально-документальный музей А.А. Пластова. В 2017 году филиал ОГБУК «Ульяновского областного художественного музея» – «Музей-усадьба народного художника СССР А.А. Пластова» был переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха – родина А.А. Пластова».

В список действующих объектов мемориальной зоны (помимо ландшафтно-рекреационных) входят: музей А.А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, гостевой дом. В сторожке при церкви открыт музейный объект «Народная школа», где с 1900 по 1903 год учился Аркадий Александрович.

«Регулярно в музее проводятся выставки подлинных произведений А.А. Пластова из собрания Ульяновского областного художественного музея и семейной коллекции Пластовых. В витринах размещены прижизненные вещи художника: палитра, тюбики с красками, лаки, кисти, этюдник, складной походный стульчик, рабочие альбомы. Для посетителей создан аудиогид на русском и английском языках, установлен монитор для слабослышащих людей в рамках программы «Доступная среда», – рассказывает старший научный сотрудник музея А.Н. Романова.

История рода

Память о знаменитом земляке бережно сохраняется работниками историко-художественного музея-заповедника «Прислониха – родина А.А. Пластова». По давней советской традиции, образу народного художника, лауреата Ленинской и Государственной премий, придавались черты советского человека, сторонника колхозной жизни и почти атеиста-безбожника. Более внимательное изучение истории семьи Пластовых и творчества самого Аркадия Александровича не подтверждает эту версию.

Будущий художник окончил четыре класса Симбирской духовной семинарии из шести. Подав прошение об увольнении, он получил благословение ректора послужить Богу и народу не священником, а художником. В выданном ему свидетельстве об образовании отмечались его успехи – отличные по всеобщей гражданской истории и психологии, очень хорошие по русской гражданской истории, истории русской литературы, логике и философии, хорошие по языкам: греческому, латинскому и французскому.

Прадед народного художника – Гаврила Степанович Пластов – был диаконом и иконописцем. Окончил Арзамасскую школу живописи. Дед, Григорий Гаврилович, судя по сохранившимся архивным документам, состоял с 1875 года при Богоявленской церкви в должности псаломщика. Закончил Алатырское духовное училище. Живописи и архитектуре обучался у своего отца, проектировал храмы. После кончины Григория Пластова место псаломщика занял его сын, Александр Григорьевич.

Уже будучи известным художником, Аркадий Пластов оставил в своем дневнике такую запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом. Особенно поразили потемневшие евангелисты и Бог Саваоф в куполе, писанные дедом. Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. Носы, завитки волос, губы, глазницы, пальцы – все прочерчивалось огнистым суриком, и когда, бывало, за вечерней солнце добиралось до иконостаса, невозможно было оторвать глаз от этого великолепия».

И дед, и отец художника похоронены в церковной ограде.

Храм

Церковь, воздвигнутую при участии Григория Пластова, поставили «кораблем», вытянув по одной оси с востока на запад. В храме устроили два престола: главный, холодный – в честь Богоявления Господня, теплый – в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты.

Весной 1936 года церковь закрыли, сделали из нее колхозный склад. В 1957 году решили доломать, снесли купола. Но храм устоял. К разговору о нем вернулись лишь в 1987 году, когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны – усадьбы Аркадия Александровича Пластова, к тому времени почившего и похороненного на сельском кладбище. Почти через 60 лет после того, как закрыли Богоявленскую церковь, в ней состоялось первое за столь долгие годы забвения богослужение.

Воссоздать первоначальный облик церкви ульяновским проектировщикам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова, где изображался сельский храм, – «Служба на Страстной», «Полая вода», «Летний праздник в Прислонихе».

Много сил положили прихожане и протоиерей Владимир Дмитриев (настоятель Богоявленского храма с апреля 1995 по январь 2020 года – прим.ред.), чтобы придать церкви пусть и небольшую, но частицу былого великолепия. К несчастью, восстановленный уже в недавнем прошлом храм не сохранился. В ночь с 4 на 5 мая 2016 года Богоявленская церковь была уничтожена огнем. Причина пожара – поджог. Но святое место не должно было оставаться в запустении. Стараниями областной и районной администрации, на пожертвования благотворителей и жителей региона, Богоявленский храм вновь был восстановлен. 20 января 2018 года первую литургию в нем возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий.

В настоящее время храму постепенно возвращаются прежнее значение и облик. Конечно, многие исторические детали утрачены безвозвратно. Но небольшая церковная община не жалеет ни труда, ни молитвенных усилий для сохранения и воссоздания былого духовного и культурного образа. Неоценимое значение имеет участие в этой работе потомков знаменитого земляка. Внук академика художник Николай Николаевич Пластов бережно сохраняет картины, рисунки и наброски своего деда, отражающие детали внешнего облика Богоявленского храма. Им проведена большая исследовательская работа. На основе этих собранных материалов и личных воспоминаний местный художник Александр Степанович Гордеев восстанавливает резной иконостас.

Когда Пластовы приезжают в родное село, они всегда приходят на богослужения. Своими на приходе стали и представители нового поколения знаменитой семьи – правнуки великого художника Петр и Арина. Среди прихожан еще можно встретить тех, кто вырос вместе с их отцом и дедом, а может быть, в детстве встречался и с самим Аркадием Александровичем.

Вот так ниточка живых воспоминаний членов семьи художника сплетается с памятью поколений их земляков и опирается на художественное наследие великого творца. Этот духовный поток вдохновляется верой, надеждой и молитвами всей церковной общины, не дает прерваться связи времен. Пример Прислонихи еще раз подтверждает несомненную истину: художественное совершенство и совершенство религиозное в России всегда шли рука об руку. Истина искусства и истина веры не противоречат друг другу, а питают друг друга единой духовной энергией, которая направлена на созидание души и украшение жизни нашего народа.

З1 января в Богоявленском храме села Прислониха будет отслужена панихида по Аркадию Пластову. В музее откроет работу выставка «Этюд», которая продлится до мая.

Протоиерей Димитрий Савельев,

Ксения Манякова

№ 2 (538) 27 января 2021 г.