В нашем городе не так много таких красивых домов со столь интересной историей, и ко мне уже несколько раз обращались с вопросами о доме купца Сачкова. С удовольствием расскажу о нем.
В списке объектов культурного наследия два здания по адресу ул. Л. Толстого дома № 73 и 77 числятся как «Особняк и флигель купца А.А. Сачкова», потому что оба они составляли комплекс усадьбы. В наши дни дом № 73 – это резиденция митрополита Симбирского и Новоспасского, а № 77 – владение нескольких фирм.
В XIX веке 73-й дом был деревянным, точная дата постройки его неизвестна. В разное время им владели известные симбиряне: герой наполеоновских войн Александр Крылов, отставной поручик Аполлон Юрлов, коллежский асессор Александр Анненков.
В 1863 году домовладение перешло к купцам Тельновым. В это время было построено два здания: одноэтажный деревянный на каменном полуэтаже дом и двухэтажный каменный флигель. Деревянное здание на улице Железной Дивизии, дом 18 благополучно действовало в наши дни как кафе, простояло до лета 2017-го и было снесено по неизвестной причине.
С 1882 года усадьба принадлежала семье Федора Арнольдова – коллежского советника, главного хирурга Симбирской губернской больницы. Начиная с 1896 года домовладение площадью более 1900 квадратных саженей с многочисленными строениями и большим садом постепенно распродавалось мелкими участками, и в 1908 году сенгилеевская мещанка М. Е. Кубасова перепродала владение купцу Александру Сачкову – почетному мировому судье, попечителю детских приютов.
Сачков, прикупив еще два смежных участка, для разработки проекта реконструкции усадьбы пригласил архитектора А.А. Шодэ. Главный дом был облицован кирпичом и расширен, появились новые строения: гараж для автомобиля, помещение для кучера, каретник, конюшня, дровяник, ледник с каменными сводами, курятник. Купеческий особняк после перестройки приобрел привлекательный вид, который и сегодня дает возможность любоваться его архитектурой.
Территория усадьбы не горела во время пожара в августе 1864 года. Над парапетными столбиками крыши здания помещены скульптурные вазы с «огнем», символизирующим память об этом событии. Стиль Шодэ всегда отличителен по декоративным украшениям. Вот и на этом здании лепные женские головы в овалах люкарн, на столбиках парапета – вазы, в углах кровли – львиные маски, весом каждая в 20 килограмм.
В плане дом г-образен, внутреннее расположение помещений характерно для дворянской России XVIII – первой половины XIX веков. Но со временем архитектурный облик претерпел изменения: утрачен балкон со стороны двора и парапетная металлическая решетка сохранилась лишь на западном фасаде. В 1918 году дом Сачкова был национализирован. Практически нет документальных подтверждений тому, кем использовалось это здание в разные периоды, но сохранившиеся архивные данные уточняют многие детали.
В период становления советской власти образовывались губернские отделы Государственного политического управления. В Симбирске-Ульяновске чрезвычайная комиссия располагалась в разное время в разных зданиях: в удельном округе (ныне фармколледж), архиерейском доме, даже некоторое время в женском монастыре, позже в двух одноэтажных домах по улице Московской (ныне Ленина), оттуда переехала в Троицкую гостиницу (современное здание Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области), а из нее, превратившись в губернский отдел, разместился в особняке купца Сачкова.
В 1930-е годы в глубине сада было построено новое трехэтажное здание тюрьмы (ныне не существует). 30 июля 1937 года глава НКВД Николай Ежов подписал знаменитый приказ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Приказ фактически вводил разнарядку на расстрелы. Согласно приказу, Куйбышевскому областному управлению НКВД предписывалось расстрелять не менее 1000 человек. В то время наш город входил в состав Куйбышевской области как районный центр. 4 августа 1937 года начальник Ульяновского горотдела НКВД капитан госбезопасности Коробицын получил предписание «немедленно приспособить соответствующее помещение в здании НКВД (желательно подвальное), пригодное под спецкамеру для выполнения приговоров о расстреле; вызов из тюрьмы осужденных к высшей мере наказания производить днем…; исполнение приговора – расстрел – производить ночью…»
В 40-е годы подвалы-спецкамеры были заложены кирпичными стенами, а копать что-либо на территории управления категорически воспрещалось. В 1954 году НКВД выехало из особняка.
К концу 50-х часть помещений бывшего купеческого дома занимала медсанчасть КГБ, а позже, в 70-ые годы, особняк назывался зданием филиала гостиницы «Волга» и был отдан на баланс Ульяновскому авиапромышленному комплексу. От генерального директора УАПК в апреле 1979 года в адрес руководства города поступило предложение о сносе здания как ветхого и строительстве на этом месте гостиницы для авиакомплекса. Но здравый смысл возобладал, в предложении было отказано и уже летом было принято решение о ремонтно-реставрационных работах.
Потом в разные годы здесь существовали отделы и фирмы… Но никто не хотел тут работать. В 1992 году здание неожиданно было передано Ульяновской епархии. О том периоде есть воспоминания многих людей. Православному журналисту Сергею Серюбину сторож здания рассказывал, что до заезда владыки Прокла дежурить ночью было страшно – чудились истошные крики. Поселившись, владыка в первый же день взял кадило, с молитвой обошел дом, подвалы, сад… И все исчезло. Чуть позже архипастырь устроил в здании домовый храм.
Протоиерей Владимир Дмитриев, который одно время был секретарем владыки Прокла, изучил все помещения здания. У него четко обрисовался план: здесь допрашивали, по этой лестнице вели, тут расстреливали и потом загружали трупы в машину. Батюшка выяснил, что количества и расхода бензина, выдаваемого водителям, как раз хватало до так называемой Южной свалки (ныне это место на улице Строителей, где находятся дачи, гаражи и жилые дома). В 2016 году была издана книга отца Владимира «Тайные некрополи Симбирска». В ней говорится о неизвестных захоронениях многих людей, расстрелянных Советской властью. В том числе, причисленных к лику святых преподобномученицы Екатерины (Декалиной) и священномученика Александра Гневушева. Те, о ком доподлинно известно из документов, перечислены поименно. На 128 страницах.
30 октября 2005 года у забора особняка со стороны улицы Железной Дивизии был открыт памятник жертвам политических репрессий. Инициатором создания стал протоиерей Алексий Скала, а архитектором – Игорь Смиркин. Памятник представляет собой фрагмент тюремной стены с колючей проволокой, перед которой расположено сооружение из шести плит с прикрепленными к нему мемориальными досками с надписями: «Памяти жертв политических репрессий» и «С 1917 по 1950 г.г. в Ульяновской области по политическим мотивам было репрессировано свыше 22 000 человек. Более 2000 из них было расстреляно».
В здании бывшего дома купца Сачкова теперь расположена резиденция правящего архиерея. 18 ноября 2020 года митрополит Симбиркий и Новоспасский Лонгин освятил в ней домовый храм во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской. «Дай Бог, чтобы подобные страшные испытания никогда больше не повторились на нашей земле. Будем молиться нашим предшественникам, чтобы Господь и нам дал такую же силу мужество, верность и преданность Богу, которые помогли им до конца претерпеть все испытания», – отметил владыка в проповеди в день освящения.
Ольга Новосад
№ 14 (550) 28 июля 2021 г.