Память семьи и храма

    Среди предметов, изучаемых в УлГПУ на направлении «Теология», есть такая дисциплина, как агиология – учение о святости и святых. Особое внимание на занятиях уделяется подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской.

    Преподаватель этой дисциплины, доцент кафедры философии и культурологии УлГПУ Юлия Федорова считает, что память о пострадавших за Христа в годы гонений, независимо от того, прославлены они в лике святых или нет, очень важна для современных студентов, поскольку это наиболее близкие к нам по времени примеры веры, мужества, терпения и подлинного благочестия.

    В семье Юлии Юрьевны свято хранят память о расстрелянном в 1937 году родственнике – Вячеславе Александровиче Макарове. Скупые сведения о нем можно найти в базе данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие», в книгах протоиерея Алексия Скалы (+2012) «Церковь в узах» и протоиерея Владимира Дмитриева «Симбирская Голгофа». В семейном архиве сохранилась единственная фотография, а в сердцах близких – драгоценные крупицы воспоминаний.

     

    Благочестивая семья

    – Вячеслав Александрович был двоюродным дядей моей бабушки – Антонины Макаровой и ближайшим помощником священника Покровского храма Чердаклов иерея Никиты Саушкина, служившего там в 1930-е годы, – рассказывает Юлия Юрьевна. – Семья Макаровых была очень верующей и благочестивой. Отец Вячеслава в свое время был старостой Покровского храма в Чердаклах, сам Вячеслав пел на клиросе и выполнял много других храмовых послушаний. Его родная сестра Елена (монахиня Евлампия) в юности стала насельницей Старомайнского подворья самарского Свято-Троицкого Раковского монастыря.

    Вячеслав Александрович и его жена Наталья жили недалеко от Покровского храма, много трудились. Он был плотником, имел свое единоличное крестьянское хозяйство, в колхоз идти отказался и после раскулачивания попал в категорию «лишенцев». Детей у пары не было. Когда в начале 1930-х годов Старомайнское подворье закрыли, монахиня Евлампия была отправлена на три года в ссылку в Северный край. Когда она вернулась, то поселилась у родного брата. Мы бережно храним одеяло, стеганное ее руками.

     

    Судьба храма

    Большой трехпрестольный каменный храм в Чердаклах был построен на центральной площади вместо старого деревянного храма и освящен 20 сентября 1895 года. Главный престол освятили в память Покрова Пресвятой Богородицы, а боковые – во имя святителя Николая Чудотворца и святителей Петра, Алексия и Ионы Московских. В церковной ведомости сообщается, что при храме действовали две церковно-приходские школы и церковная библиотека. Богослужения в Покровской церкви совершались до 1937 года. Однако с 1935 года власти начали пытаться закрыть храм, чтобы использовать его в качестве зернохранилища. Верующие активно отстаивали приход, что было использовано для обвинения в контрреволюционной пропаганде и агитации настоятеля храма и его помощников.

     

    Арест и приговор

    Летом 1937 года, после выхода в свет решения политбюро «Об антисоветских элементах», приведшего к так называемому большому террору, в стране началась новая волна гонений на верующих. Во второй половине 1937-го и в начале 1938 года под разными предлогами были осуждены и расстреляны множество священнослужителей и наиболее активных мирян. По делу «О церковно-кулацкой группировке в селе Чердаклы» 6 августа 1937 года были арестованы настоятель Покровского храма иерей Никита Саушкин, прихожанин Павел Дорофеев, наш родственник Вячеслав Макаров, староста храма Александр Рухлин и его брат Сергей.

    На допросах им были предъявлены самые разные и порой фантастические обвинения – в том, что они подстрекали верующих женщин устраивать демонстрации против закрытия храма, в том, что они передавали слухи о приезжающем в Ульяновск царском наследнике Алексее и даже сами ездили его встречать, и в том, что каждый из них имел по нескольку десятков батраков (что, конечно же, было неправдой, просто все они были единоличниками и отказались вступать в колхоз)… По копиям протоколов, сохранившимся в архиве приснопамятного отца Алексия Скалы и любезно предоставленным краеведом Ольгой Новосад, можно заметить, что атмосфера на допросах становилась все более напряженной, формулировки – все более краткими и резкими. Однако наш родственник не менял своих ответов, держался мужественно и твердо отказался признавать свою вину. Так же вели себя и остальные.

    Приговор был вынесен в сентябре, и 6 октября 1937 года отец Никита и Вячеслав Александрович были расстреляны. Остальные были приговорены к десяти- и восьмилетним срокам заключения в ИТЛ. Известно, что староста храма Александр Рухлин скончался в лагере 16 мая 1938 года, сведений о дальнейшей судьбе Сергея и Павла нет. Скорее всего, их постигла та же участь – условия этапирования и содержания в лагерях в те годы были ужасающие.

     

    Хрустальная верность

    Наталья Макарова, которую я застала в живых, – мы с мамой и бабушкой часто навещали ее по воскресеньям, – рассказывала, что после ареста Вячеслава кто-то тайком сообщил ей время, когда заключенных должны были отправлять с чердаклинской станции в Ульяновскую тюрьму. Она побежала на вокзал, и, хотя вагоны были закрытыми, ей показалось, что он как-то успел махнуть ей рукой. Всю жизнь Наталья берегла это воспоминание в своем сердце. И все эти годы хранила Вячеславу верность. Меня всегда восхищало то, что Наталья, оставшись молодой вдовой (ей тогда было около сорока лет), больше не выходила замуж и даже никогда не рассматривала этого вопроса. Вячеслав был ее единственной любовью. В каждый визит она показывала нам его портрет, свой венчальный венок, к которому крепилась фата, рушник и венчальные свечи. Завещала положить себе в гроб венчальные принадлежности, а портрет Вячеслава Александровича передала на хранение нам. Людям того времени была свойственна хрустальная верность, если можно так выразиться. И это не единственный пример, такой же образ жизни вела и моя бабушка, ставшая вдовой в 36 лет. Она понимала: Господь сохранил ей жизнь, чтобы бабушка молилась за своего мужа, чтобы привела к вере детей и внуков. И я очень рада сейчас, что имела возможность видеть в детстве эти светлые примеры благочестивой жизни, слышать молитву, читать Евангелие.

     

    Полвека без храма

    После осуждения и расстрела настоятеля Покровский храм в Чердаклах был закрыт. До 1955 года он использовался как зернохранилище для спиртзавода. Когда нужда в этом складском помещении отпала, верующие чердаклинцы стали ходатайствовать об открытии церкви. Однако все просьбы отклонялись. Началось время хрущевских гонений, в которое больше всего пострадали уже не люди (эпоха большого террора была позади), а именно уцелевшие храмы, которые теперь беспощадно стирались с лица земли. И в 1958 году, несмотря на возмущение верующих, Покровская церковь была разрушена. Чтобы получить разрешение вышестоящих органов на уничтожение памятника архитектуры (а чердаклинский храм был значимым архитектурным сооружением), местные власти решили сообщить, что на здании появились трещины. Для имитации этого были сфотографированы спущенные с куполов толстые веревки. При разрушении храма находившиеся в его ограде могилы осквернили и сровняли с землей. Сейчас на этом месте стоит районный дом культуры.

     

    Возрождение церкви

    Православная община была организована в Чердаклах только в 1990 году. По ее ходатайству администрацией поселка под храм был выделен бывший дом священника, расположенный недалеко от места утраченной святыни. 21 ноября 1991 года в Чердаклах была совершена первая после многих лет Божественная литургия. Первым настоятелем в новом храме стал протоиерей Николай Гуменюк (+2005), стараниями которого к основному зданию бывшего дома священника были пристроены алтарь и колокольня. 28 октября 2001 года архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл совершил торжественное освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После кончины отца Николая настоятелем чердаклинского храма стал протоиерей Олег Беляев. Он продолжает дело отца Николая, занимаясь украшением храма и созиданием местной церковной общины. В наши дни за каждой Литургией в Покровском храме поминаются имена тех, кто пострадал за веру в Бога в страшные годы гонений.

     

    Сохранить память

    В 2019 году за алтарем Покровского храма были установлены памятный поклонный крест и мраморная плита, на которой высечены имена почивших священников, служивших в чердаклинском приходе, а также имена невинно убиенных иерея Никиты Саушкина и Вячеслава Макарова. Здесь в день их памяти, 6 октября, служится заупокойная лития.

    Мы бы очень хотели найти портрет отца Никиты, чтобы прикрепить его на крест. Известно, что он проживал в Ульяновске в доме № 97 на улице Лосевой вместе с взрослыми детьми: Николаем, Анной и Антониной (сыновья Владимир и Алексей проживали к тому времени в Туле и Саратове). Надеемся, что среди читателей «Православного Симбирска» найдутся родственники отца Никиты, которые откликнутся на эту публикацию! Важно, чтобы память о людях, сохранивших верность заповедям Христовым, показавших пример веры и мужества, жила среди наших земляков.

     

    Записала Екатерина Баринова

    № 2 (586) 25 января 2023 г.