О чем поют в церкви?

    За богослужением в храме мы слышим много назидательных текстов. Часть из них исполняется хором, часть читается псаломщиком. В прошлом номере (№ 2 (586) от 25 января 2023 года) мы начали разговор о видах церковных песнопений. Сегодня подробнее разберем некоторые из них.

     

    Стихи из псалмов

    Стихира – это песнопение, написанное стихотворным размером или исполняемое вместе со стихами. Возможно, что в древности стихирой называли стихи из псалмов, а затем это название перешло на песнопения, которые исполнялись вместе с ними. В современном уставе выделяют следующие виды стихир: стихиры на «Господи, воззвах…», стихиры на литии, стихиры на стиховне и стихиры на «Хвалите…». Перечисленные стихиры исполняются в разное время суточного круга богослужения.

    Стихиры на «Господи, воззвах…» присоединяются к различным стихам вечерних псалмов (140, 141, 129 и 116). Уже с VII века известны песнопения на «Господи, воззвах…», однако первоначально они назывались тропарями и были достаточно короткими. Позднее эти песнопения стали называть стихирами, а их длина стала увеличиваться. Количество исполняемых стихир зависит от важности празднуемого события.

    Литийные стихиры поются при выходе священнослужителей на литию в притвор храма. Они исполняются без стихов. Впервые фиксируются в списке Иерусалимского устава XII века. Однако практика выхода на литию известна в Иерусалимской Церкви с V века, и вполне вероятно, что уже тогда при этом исполнялись какие-либо песнопения.

    Упоминание стихир на стиховне впервые встречается в уставах XI века, однако появились эти стихиры практически в одно время со стихирами на «Господи, воззвах…». От последних стихиры на стиховне отличаются большей торжественностью и глубиной. Эти стихиры исполняются со стихами.

    Хвалитные стихиры, известные с VII века, поются после хвалитных псалмов (148, 149, 150), которые по своему содержанию призывают творение к прославлению Бога. Они исполняются в самой торжественной части утрени.

    Приведем в качестве примера стихиру на «Господи, воззвах…» из службы Недели о мытаре и фарисее: «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием приклоняемь, приступиста к Тебе единому Владыце: но ов убо похвалився, лишися благих: ов же ничтоже вещав, сподобися дарований. В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже, яко Человеколюбец». Перевод: «Фарисей тщеславием побеждаемый, и мытарь покаянием приклоняемый, приступили к Тебе, Единому Владыке: но один, похвалившись, лишился благ, другой же без многих слов удостоился даров. В тех стенаниях укрепи меня, Христе Боже, как Человеколюбец».

     

    Победный знак

    Тропарь – это древнейший тип песнопения, который лежит у истоков церковной гимнографии. Это первое церковное песнопение, которое не имело своим источником Священное Писание. Слово «тропарь» связывают как с понятием «победный знак или трофей», так и с понятием «образец». В первом случае в этом кратком песнопении видят как бы знак победы святого над темной совокупностью страстей мира сего. Во втором – способ пения, образец мелодии или лад, на который исполнялось данное песнопение. Есть два вида тропарей: «отпустительные» (находящиеся перед отпустом) и тропари, составляющие канон.

     

    Поэма на свитке

    Слово «кондак» происходит от греческого слова, обозначающего «палочку», на которую в древности наматывался свиток. Такое название связано с тем, что кондак представлял собой длинную поэму, включающую в себя целую совокупность песнопений. В древнем кондаке было 25 песнопений, объединенных общей темой. По церковному преданию, автором первых кондаков был преподобный Роман Сладкопевец (VI век). В современной практике кондак – это песнопение малого размера, похожее на тропарь.

    Тропарь и кондак отличаются друг от друга по содержанию: чаще всего тропарь раскрывает внешнюю сторону события, а кондак – внутреннюю.

    Пример – тропарь и кондак Преображения Господня:

    Тропарь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Перевод: «Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!».

    Кондак: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирове же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Перевод: «Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние».

     

    Канон

    Канон, как вид богослужебных произведений, сформировался в VІІІ-ІХ веках. Основоположником канона считается автор Великого покаянного канона святой Андрей Критский (VIII век). Другими известными творцами канонов являются преподобные Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин, написавшие каноны почти на все двунадесятые праздники.

    В каноне тексты песней, воспетых известными персонажами Ветхого Завета (например, пророков Моисея и Исаии, праведной Анны и др.), переплетены с христианскими песнопениями.

    Количество песней в каноне постоянно менялось – сейчас оно достигает девяти. Со временем стихи библейских песней заменили припевами (например, «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»). В современной практике библейские песни в каноне исполняются только Великим постом.

    Каждая песнь канона состоит из ирмоса, тропарей и катавасии. Ирмос в переводе с греческого означает «связь». Ирмос связывает песнь канона и библейскую песнь. Также ирмос служит музыкальным и метрическим образцом для всех тропарей данной песни канона.

    Тропарь является строфой данной песни. По содержанию он должен соответствовать библейской песни, но так как этого трудно достичь, то от этого правила часто отступали.

    Катавасия – это тот же ирмос, но исполняемый в конце песни.

    Светилен – песнопение, которое завершает канон. В древности светилен имел особый, более торжественный напев по сравнению с седальнами, стихирами и тропарями. По уставу светилен поется в конце утрени, незадолго перед возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», то есть перед самым рассветом (сейчас в приходских храмах утреня служится вечером и заканчивается задолго до восхода солнца). В богослужебных книгах светильны Октоиха принято называть эксапостилариями (от греч. «высылаю»), так как в древности для исполнения этого песнопения канонарх «высылался» на середину храма. Одним из самых древних является светилен «Свят Господь Бог наш» (Пс. 98, 9), который поется на каждой воскресной утрене.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 3 (587) 8 февраля 2023 г.