Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Основы «душевной агрономии»

    Основы «душевной агрономии»

    Одна из самых известных притч Спасителя – о сеятеле. Все три синоптических Евангелия содержат ее текст (см. Мф. 13, 3-9; Мк. 4, 3-9; Лк. 8, 5-8). Версии апостолов Матфея и Марка почти одинаковы, а евангелист Лука дает более краткий вариант.

    Если не считать кратких притч о доме, построенном на камне или на песке, и притчи о капризных детях, играющих на улице, которые мы с вами разобрали ранее, то притча о сеятеле – первая развернутая притча Господа нашего Иисуса Христа, которую мы встречаем в Евангелии. Она важна еще и тем, что Сам Христос объясняет ее содержание!

    Приведем ее текст по Евангелию от Марка: «вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 4, 3-9).

    Спаситель использует понятные для жителей Палестины сельскохозяйственные образы. Нам они тоже ясны. Возникает лишь один вопрос: почему сеятель так небрежно разбрасывает семена? То в камни бросит, то на дорогу, то в кустарник…

    Ответ на этот вопрос исследователи ищут в практике посева зерновых культур в Палестине времен Иисуса Христа. В той местности поля представляли собой узкие полоски, разделенные поросшими травой тропинками, по которым можно было ходить, как по дороге. Во-первых, сеятель мог сам разбрасывать семена, доставая их из сумки, которая висела у него на плече. Во-вторых, мешок с зерном могли привязать на спину ослу. В углу мешка прорезали отверстие, а осла водили взад и вперед – зерно высыпалось. В обоих случаях семена могли случайно упасть на неблагоприятную почву. Интересно и то, что в Палестине существовало два способа посева. Первый — землю сначала вспахивали, а затем засевали, второй же имел обратный принцип. Во втором случае сеятель не знал, в какую почву он бросает зерно – это станет понятно после вспашки. Некоторые комментаторы предполагают, что Спаситель намеренно говорит об абсурдном, невероятно расточительном способе посева, чтобы показать, что Бог может действовать совершенно неожиданным для человека образом. Как не вспомнить здесь фразу из Книги пророка Исаии: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9).

    В ответ на просьбу учеников Христос объясняет сказанную притчу.

    «Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат» (Мк. 4, 14-20).

    В контексте Евангелия сеятель – это Сам Иисус Христос, Который сеет слово, обращаясь к каждому. В притче Он говорит о Своем учении и о том, как по-разному люди реагируют на Его проповедь. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Отношение к этому призыву Спасителя выявляет тайные помышления людей. В более же широком смысле сеятелем является всякий, кто возвещает Христово Евангелие.

    Семя христианской проповеди падает на разную почву. Согласно притче, слово слушают четыре категории людей, причем первые три плода не приносят.

    Диавол похищает евангельское слово у тех, кто не понимает и не принимает христианскую проповедь, у кого ум омрачен, а сердце огрубело во грехе. У таких людей слово ложится на поверхности, не прорастая вглубь.

    Другие же с большим интересом воспринимают учение христиан как некую красивую и человеколюбивую умозрительную систему, однако ради требований Евангелия они не в силах бросить свои греховные привычки, претерпеть лишения и невзгоды за истину. Когда приходит искушение или гонение, падают духом, унывают, изменяют своей вере. Речь здесь может идти и о поверхностной, внешней духовности, когда человека привлекает пышность обрядов, красивые формулировки, желание принадлежать к влиятельному древнему сообществу, но потребности в живом реальном общении с Богом у него нет. Корня нет!

    Следующая категория лиц, не приносящих плода, – это люди, пристрастные к богатству, благам и наслаждениям века сего. Все заботы их жизни направлены на достижение и поддержание материального благополучия. Нет времени исполнять заповеди Христовы, да и часто это мешает смыслу их жизни.

    Таким образом, приносить плод людям мешает диавол, человеческое непостоянство и чрезмерная увлеченность заботами земного мира.

    Однако есть четвертая категория слушателей Евангелия – это люди с добрыми, чистыми сердцами, которые, услышав слово Божие, твердо решили сделать его руководством всей своей жизни. Они приносят обильные плоды добродетелей «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Эти числа указывают на разные степени духовного совершенства.

    Если качество земли не зависит от самой земли, то с человеком ситуация иная. Об этом прекрасно говорит святитель Иоанн Златоуст в своем комментарии: «…камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, и тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородной землей; и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться ногами, а может сделаться тучной нивой; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, Христос не сеял бы. Если же такое изменение происходило не во всех, то причина этого – не сеятель, а те, которые не хотели измениться».

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 3 (587) 8 февраля 2023 г.