Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Святые предстатели Симбирской земли

    Святые предстатели Симбирской земли

    В каждой епархии есть особо близкие святые из сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской. Симбирская епархия – не исключение.

    Из святых, в земле Симбирской просиявших, семеро входят в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской: священномученики Николай Покровский (+1918), Иоанн Ильинский (+1918), Неофит Любимов (+1918), Александр Гневушев (+1930), Александр Телемаков (+1938), преподобномученица Екатерина (Декалина) (+1938) и преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) (+1959). У каждого из них – своя судьба, свой путь к Богу, земное служение и свое свидетельство о Христе.

    В феврале исполнится 85 лет со дня мученической кончины двоих из них: священномученика Александра Телемакова и преподобномученицы Екатерины. Чем была наполнена их жизнь? Как чтят память этих святых сейчас? Чему мы учимся в своей жизни благодаря их примеру?

    В сегодняшнем номере мы побеседовали с разными людьми, которым интересна жизнь прославленных земляков: преподавателем МДА, который систематизировал все данные по Симбирским святым под обложкой одной книги, настоятелем храма, возводящегося на родине святой. Поговорили и с жителями села, в котором родилась преподобномученица.

    Большевистская власть сделала все, чтобы стереть с лица земли память о людях, не пожелавших предать свою веру даже перед лицом смерти. И пусть мы не знаем мест их точного захоронения – мы знаем о них самих, и мы молимся им. Свидетельства тому – в рассказах людей.  И эту память нельзя стереть.

    Изучением подвига верующих людей, положивших свою жизнь за веру в советские годы, начали заниматься священники и историки с момента возрождения самостоятельной Ульяновской епархии в 1989 году.

     

    Святые Симбирского края

    Благодаря этому труду к лику святых были причислены восемь человек. Систематизацией всех знаний о них стала книга «Святые Симбирского края». Один из ее авторов – специалист Учебного комитета, преподаватель Московской духовной академии, доктор культурологии Денис Владимирович Макаров. Сегодня мы беседуем о том, как шла работа над книгой, о причинах гонений на Церковь в советское время и о том, к кому из Симбирских святых чаще всего обращались авторы книги.

     

    Денис Владимирович, Вы серьезно занимались изучением жизни новомучеников Симбирского края. Расскажите о книге, которую Вы написали о них.

    – Первыми изучением истории новомучеников Симбирского края начали заниматься протоиерей Владимир Дмитриев, Владимир Александрович Гуркин, протоиерей Алексий Скала (+2012) и другие ульяновские исследователи. В книге «Святые Симбирского края», которую мы написали вместе с моим учеником, а ныне известным санкт-петербургским драматургом Артемом Казюхановым в 2017 году под редакцией иерея Алексия Шалахова, мы попытались собрать и свести воедино все известные на то время опубликованные материалы о наших святых.

     

    – Кто из Симбирских святых Вам особенно дорог?

    – Дороги, конечно, все наши святые. Наиболее часто приходилось обращаться к блаженному Андрею, в том числе еще до канонизации, когда почитатели старца приходили на его могилку в сквере И.Н. Ульянова. По дороге на очередную сессию в Самарской духовной семинарии обращался к преподобноисповеднику Гавриилу (Игошкину) в Никольском соборе Димитровграда. Мы с Артемом Казюхановым на новом уровне соприкоснулись с жизненным опытом священномученика Александра Гневушева и преподобномученицы Екатерины (Декалиной), когда работали над съемками документальных фильмов об их жизни.

     

    – Как Вы думаете, что стало причиной столь массовых гонений на Церковь в прошлом веке?

    – О причинах гонений на Церковь в прошлом веке очень много рассуждали в 1990-е и последующие годы и продолжают рассуждать сегодня. Интересно, что многие умные люди понимали неизбежность этих гонений уже сразу после революции. Так, например, недавно прочитал, что известный советский физиолог А.А. Ухтомский, который, кстати, окончил в свое время Московскую духовную академию и принял тайное монашество, уже в январе 1918 года писал в одном из личных писем: «…Вы, очевидно, не отдаете себе отчета в том, что такое большевики! Они именно вполне последовательны, уничтожая христианское богослужение; логическая последовательность приведет их к прямым, принципиальным и, стало быть, жесточайшим гонениям на христианство и христиан!». А в Симбирске, как на родине вождя революции, гонения на Православие приобрели особенно катастрофический характер. В частности, были разрушены практически все здания великолепных соборов и монастырей, ликвидирована самостоятельная епископская кафедра. Видимо, предполагалось, что родина Ленина должна была стать образцовым атеистическим городом, но неисповедимыми путями Промысла Божия Симбирск-Ульяновск с 1941 по 1943 год стал столицей русского Православия. В 1941 году сюда был эвакуирован местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Однако ему не нашлось места для служения, кроме старого деревянного здания бывшего католического костела, которое еще пришлось освобождать от организованного там общежития.

     

    – Почему при таком масштабе репрессий новомучеников достаточно мало?

    – Конечно, на самом деле их гораздо больше. Просто не все они прославлены, потому что не обо всех удалось собрать необходимые сведения и документы.

     

    – В преддверии 85-летия со дня мученической кончины священномученика Александра Телемакова и преподобномученицы Екатерины (Декалиной) хочется поразмышлять, чему нас учит пример стойкости пострадавших за веру земляков?

    – Прежде всего, тому, чтобы смотреть на священномученика Александра, преподобномученицу Екатерину и остальных наших новомучеников и исповедников как на образец веры, терпения и мужества и, во-вторых, как на образец доброты, человечности и любви к людям, которые проявляли в общении с ближними все святые.

     

    – Вы хорошо знакомы с Православием. Ваши труды пропитаны любовью к нему. Это то, что Вы впитали с детства?

    – Изучение Православия, по-моему, это бесконечный процесс. В детстве ничего о нем не знал, в Церковь пришел только после окончания университета. Первое время занимался самообразованием, благо, что духовных книг в 1990-е годы издавалось много. Затем по направлению настоятеля храма Михаила Архангела протоиерея Николая Косых и благословению митрополита Симбирского Прокла получил высшее духовное образование в Самарской православной духовной семинарии. Открывая и создавая в УлГПУ образовательные программы бакалавриата и магистратуры по теологии, постоянно приходилось расширять свои познания. И сейчас, работая в Московской духовной академии, продолжаю изучать Православие.

     

    – Денис Владимирович, сейчас Вы преподаватель МДА. Расскажите, пожалуйста, про Ваш профессиональный путь.

    – Если говорить о системе высшего образования, то начинал работу преподавателем русского языка как иностранного в филиале МГУ им. М.В. Ломоносова, позже переименованном в УлГУ. Работу с иностранцами затем продолжил в УлГТУ, куда поступил в аспирантуру по русской литературе – под научное руководство доктора филологических наук В.И. Мельника. Во время учебы в аспирантуре начал преподавать русский фольклор и древнерусскую литературу на гуманитарном факультете УлГТУ. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию. Параллельно с работой в УлГТУ в Ульяновском институте повышения квалификации работников образования разрабатывал и преподавал курс: «Русская литература в контексте православной культурной традиции». На образовательных курсах при Симбирской епархии читал лекции по православному краеведению и русской литературе. В 2009 году защитил докторскую диссертацию. В 2010 году занимавший тогда должность декана исторического факультета УлГПУ Аркадий Игоревич Смирнов (†2013) пригласил меня на работу с перспективой открытия нового направления подготовки «Теология». Первый набор состоялся в 2011 году. В 2015 году в УлГПУ был открыт второй уровень высшего образования – магистратура по данному направлению, что вызвало новый приток абитуриентов, уже имеющих высшее образование. В 2016 году УлГПУ получил первые бюджетные места на бакалавриат по теологии, что дало возможность открыть очную форму подготовки. В настоящее время куратором образовательной программы и студентов бакалавриата по теологии является доцент кафедры философии и культурологии Алексей Владимирович Горюнов. В 2018 году я перешел на работу в Московскую духовную академию на магистерскую программу «Русская духовная словесность».

     

    Преподобномученица Екатерина Симбирская

    85 лет назад, 17 февраля 1938 года, преподобномученица Екатерина (Декалина), насельница Спасской обители, мученически окончила земной путь. Всю жизнь она провела с молитвой на устах, а после смерти молится за всех нас. Кто она – святая, к которой мы обращаемся?

    Екатерина Дмитриевна родилась в ноябре 1875 года в селе Панская Слобода Симбирского уезда в русской крестьянской семье. Будучи совсем юной, она покинула свое родное село и отправилась на служение Богу в Спасский женский монастырь, где 23 года прожила воспитанницей и трудницей. 28 октября 1913 года Екатерина указом Симбирской духовной консистории была определена в число послушниц монастыря и стала законной его насельницей. Постоянным послушанием для Екатерины стала служба при монастырской часовне. Спокойная и уравновешенная, она принимала все трудности, которые выпали на ее долю: закрытие женского монастыря, определение к «классовым врагам», арест и допрос. Все эти перипетии Екатерина Декалина проживала с искренней верой и ни разу не усомнилась в выборе жизненного пути. При допросе она сберегла жизни своих родных и священнослужителей, которые были неизвестны следствию. 62-летнюю монахиню приговорили к смертной казни за веру и полное отрицание действующей власти. Ночь с 17 на 18 февраля 1938 года стала самой страшной и кровавой за весь период уничтожения Церкви Христовой в Симбирске-Ульяновске. В эту ночь пули палачей оборвали жизни 78 человек, среди которых были 3 архиерея и более пятидесяти священнослужителей и монахинь.  17 февраля – день мученической кончины матушки – был признан днем ежегодной общецерковной памяти преподобномученицы Екатерины, инокини Симбирской.

     

    Почитание святой в наши дни

    18 августа 2004 года по определению Священного Синода Екатерина Симбирская (Декалина) была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В Симбирской епархии в честь святой возводятся храмы.

    Домовая церковь преподобномученицы Екатерины Декалиной находится на втором этаже игуменского корпуса возрождающегося Спасского женского монастыря города Ульяновска (здание постройки 1908 года). В 1920 году, когда обитель была закрыта, здание вошло в территорию, на которой располагался концлагерь, после этого здесь был «Рабочий городок» завода им. Володарского, и вплоть до 1960-ых корпус был жилым домом. Лишь в 2001 году здание вернули Церкви.

    18 августа 2019 года храм  был освящен митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием. Работы по росписи храма, в том числе, включающие сцены из жития преподобномученицы Екатерины, выполнили иконописцы отец и сын Яковлевы: Алексей и Роман.

    Двери храма открыты для мирян во время богослужений. С благословения матушки Сергии, игумении монастыря, храм открывают и в другое время для всех желающих почтить память преподобномученицы.

    Второй храм находится на этапе строительства. Он возводится в селе Панская Слобода – на малой родине матушки Екатерины. Чин основания будущего храма летом 2022 года совершил митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

    На первом богослужении в строящемся храме молились игумения Сергия с сестрами, строители и благотворители церкви, жители села.

     

    Настоятель храма во имя преподобномученицы Екатерины иерей Сергий Шабаев:

    – Желание построить храм в этом селе возникло сразу у нескольких человек. Когда узнали, что здесь родина преподобномученицы Екатерины Симбирской, то это желание усилилось. Владыка Лонгин благословил строительство храма. Новый храм будет стоять в центре села, недалеко от ранее установленного поклонного креста.

    Помню, что когда хотел стать настоятелем этого храма, меня долго не отпускали, потому что на моем попечении уже был другой храм. Когда настал день снова идти к владыке с этим вопросом, я помолился святой Екатерине Симбирской, сказал, что если ей угодно, то пусть это намерение одобрят, и отправился на встречу с владыкой Лонгином. И в этот день меня назначили на должность настоятеля и председателя приходского совета строящегося храма.

    Интересная деталь: наш храм строится по проекту уже возведенного храма святой великомученицы Екатерины в Саратовской области.

    Несмотря на небольшую численность населения, сельчане довольно активно участвуют в строительстве, а также в проводимых богослужениях. На крестные ходы собираются не только жители села Панская Слобода, но и богомольцы с ближайших сел и районов.

    Мы замечали помощь святой в решении многих проблем. Наиболее ярко это прослеживается в процессе быстрого возведения храма. Прошло меньше года, а храм уже возведен под крышу, и строительство ведется непрерывно, несмотря на погодные условия.

     

    Иван Владимирович Груздев, житель села Панская Слобода:

    – Дореволюционный Никольский храм в нашем селе закрыли уже давно, и поэтому многие жители, и я в том числе, очень хотели, чтобы у нас появился свой храм, куда мы могли бы ходить регулярно. Людям обязательно нужно место, где можно было бы пообщаться с Богом. Несмотря на то что у нас небольшое село, когда встал вопрос о сборе денег для поклонного креста, все как-то быстро сорганизовались, и крест был поставлен.

     

    Анна Ивановна Гришаева, староста села Панская Слобода:

    – Мы даже не знали, что в нашем селе жила семья святой. Возможно, так получилось, потому что Екатерина молодой уехала в монастырь. Говорят, ее родственники еще живы. Они появлялись, когда было принято решение о строительстве храма, обмолвились, что это их родственница, а потом их никто не видел.

     

    Подготовили Беседовала Екатерина Баринова, Людмила Первушина

    № 3 (587) 8 февраля 2023 г.