Пророческое толкование

    Самой загадочной и сложной для понимания книгой Нового Завета считается Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

    Именно в ней содержатся пророческие видения грядущих событий, предшествующих концу мира: об антихристе, о Втором пришествии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о Страшном Суде, всеобщем воскресении и Царстве будущего века. При этом многое изложено в загадочных образах и символах и для своего толкования требует пророческого дара.

    Сегодня мы расскажем об одном из первых толкований этой книги, принадлежащем перу святителя Андрея Кесарийского. Святитель жил на рубеже VI–VII веков, а его произведение датируется предположительно первыми двумя десятилетиями VII века. Никаких других житийных сведений церковные источники не сохранили – отчасти поэтому так ценен труд святителя.

    Толкование святого оказало огромное влияние на творения последующих богословов, отчасти являющиеся «извлечениями» из него. Это толкование по праву считается жемчужиной святоотеческих трактатов. Оно переведено на несколько языков и переиздано множество раз, что говорит о значимости написанного для всех православных христиан. Творение святителя Андрея также высоко ценили в Древней Руси – существовало немало его списков, в том числе иллюстрированных.

    Книга угодника Божия так и называется – «Толкование на Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова». Она состоит из 24 так называемых Слов. Каждое автор дополняет комментариями богословов, которые также занимались толкованием Апокалипсиса. Важно сказать, что в древности святые отцы часто ставили под сомнение подлинность Откровения, поэтому в своем тексте святитель Андрей ссылается на авторитетных богословов, таких как святой Папий Иерапольский, святители Ириней Лионский и Ипполит Римский и др.

    В своем творении святитель раскрывает не только буквальный смысл книги Откровение, соотнесенный с историческим значением, но и недоступный, тайный смысл текста.

    Вот что о своем труде пишет сам автор: «Мы приступаем к изъяснению видений Иоанна Богослова не как постигшие уже глубину сокрытого в них, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем лишь дать упражнение для ума в дальнейшем стремлении презирать настоящее непостоянное и желать будущего вечного».

    «Толкование на Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова» будет интересно всем верующим, изучающим Слово Божие и желающим глубоко вникнуть в смысл книги Откровение.

     

    № 3 (587) 8 февраля 2023 г.