Залог нашего помилования

    Священномученик Неофит Любимов (1846-1918), канонизированный в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в 2012 году был включен также в Собор Симбирских святых, ведь значительная часть его жизни и деятельности (почти 30 лет) протекала в нашем городе. Отец Неофит был выдающимся проповедником и педагогом, его слова и речи издавались неоднократно еще при жизни. В преддверии Великого поста предлагаем вам познакомиться с замечательной проповедью, сказанной им в Прощеное воскресенье в храме Всех святых города Симбирска в начале 1900-х годов. Святой призывает нас предельно серьезно отнестись к заповеди о прощении и примирении с ближними.

    Наступает, братья, Святая Четыредесятница – время молитвы, поста и покаяния. Чтобы наши труды в дни великого поста, в деле нашего спасения, не остались тщетными и бесполезными, святая церковь в нынешнем евангельском чтении напоминает нам заповедь Господню, при выполнении которой наши молитвы, пост и покаяние будут угодны Богу. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Причина сему та, что Господь Бог есть Бог мира, любви и прощения, и потому кто хочет быть близким Богу, быть чадом Его, тот должен подражать Ему в этом. Сам Христос призывает нас к сему подражанию. Подобно тому, говорит Он, как Отец небесный повелевает восходить солнцу над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, благ и к неблагодарным и злым, так и вы любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим нас, да будете сынами Отца вашего небесного. Будьте милосердны, как Отец ваш небесный милосерд есть. Таким образом, любовь, мир, прощение соединяют нас с Богом, а ненависть, злопамятность, мщение отдают нас в плен дьяволу и лишают способности соединиться с Господом.

    Поэтому, когда мы приступаем к Царю мира и любви и жаждем побеседовать с Ним в молитве, то, прежде всего, мы должны примириться с ближними. Это особенно необходимо, когда мы не на молитве только желаем сблизиться с Христом, но и самим делом соединиться через принятие Святых Таин Тела и Крови Христа. Ибо как мы можем соединиться без примирения? Как Он может прийти и обитель сотворить в сердце нашем кичливом и горделивом, мстительном? Тот, Кто требует от нас прощения до семидесяти крат седмерицей. Тот, Кто с креста умолял Отца небесного простить мучителям Его. Тот, Кто есть одна любовь высочайшая, одна благость бесконечная.

    Примирение с Богом и ближними совершается в таинстве покаяния. Но оно не принесет кающемуся пользы, если человек не простит ближним согрешений их. Этот человек проникнут гордостью, она ослепляет его, прикрывает в нем все греховное, препятствует ему осознать преступность своих действий греховных и иметь сокрушение о них. А кто по гордости не сознает своих грехов и не сокрушается о них и не раскаивается, тот и не получит прощение у Бога, так как Господь всегда противится гордым, подавая благодать Свою одним только смиренным. Пожалуй, он услышит слово разрешения, примет дар небесной любви, но будет ли мир в душе его? Нет, этого быть не может. В его сердце постоянно станет раздаваться грозное слово: не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и Я помиловал тебя. Нет милости не сотворившему милости! Даже искреннее покаяние злобного человека не очистит его от грехов. Блаженны милостивые, – говорит слово Божие, – яко тии помилованы будут. Пусть он оплакивает свои грехи, приносит умилостивительные жертвы, но, если не прощает обид ближнему, то все это недействительно. И что это за жертвы? Это кадило без фимиама и огня, это жертва Каина, приносимая со злобой на Авеля. Добродетели злопамятного человека не принесут ему никакой пользы, хотя бы он и храмы созидал, устраивал молитвенные дома, богадельни и пр. Истинная добродетель происходит от любви, а ее у него нет. Бог отринет лицо Свое от такого человека и отвергнет его прошение об отпущении грехов. Какая самая трудная добродетель и самый редкий подвиг христианина? Тот, когда христианин подвергает себя мучениям за веру Христову. Пусть это исполнит злобный человек, пусть прольет свою кровь за Христа, и тогда он никакой жертвы не принесет Господу (1 Кор. 13, 3).

    Без прощения обид не может быть полезным сильный пост. Что пользы от него, когда человек не смиряет своей души, не исправляет злого сердца, надменного ума? Вот он готовится к принятию Святых Тайн, к соединению со Христом, к принятию в дом души своей Святейшего святых. Скажи: как Он войдет в дом души твоей, исполненной вражды? Как Он, Источник и Податель любви, сотворивший и искупивший нас в любви и над нами, и везде являющий одну любовь, как Он взойдет в твою душу, не украшенную святыми чувствами и расположениями любви? Найдется ли Ему место в твоем сердце? Что, если Он взойдет к тебе за тем, чтобы сей же час оставить тебя? Или вместо радости и утешений вольет скуку и тоску в твою душу? Что, если Он вместо очищения и просвещения сожжет тебя? Святые Тайны для недостойных есть огнь поядающий. Да, что бы ни делал человек, в злобе живущий, все не в пользу ему. Если, говорит апостол, я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. Не имеющий любви недостоин Божией любви, поэтому Господь и отвергает его от Себя. Не прощающий других – это человек, в злобе живущий, а злоба – дело дьявола, поэтому такой человек не Божий слуга, а дьявола друг. Царство Божие есть царство любви, мира и братского союза. Может ли быть принят в него человек гневливый, мстительный и злопамятный? Он один расстроил бы всю дивную гармонию, которая царит в том лучезарном мире. Такому приличное место не там, а в преисподней, не с Богом, а с дьяволом.

    Иисус Христос крестом примирил тебя с правосудием Божиим; нужно и тебе мириться с ближним, пока ты находишься на пути жизни. В противном случае ты сам над собой произносишь осуждение. Тогда правосудие Божие само вступится за обиженного; суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13), говорит слово Божие.

    Святейшая кровь пролита за грехи всех людей, следовательно, и за тот грех оскорбления, которым твой ближний согрешил пред тобой. Кто не может простить этого греха, тот вторично распинает Господа, потому что ко грехам, которые вызвали на крест Сына Божия, прилагает новые грехи своего жестокосердия и злопамятства, считая как бы недостаточной ту высочайшую жертву, которую принес Христос за всех, в том числе и за него, и, таким образом, он как бы опять требует жертвы, восклицая подобно древним книжникам: распни, распни Его!

    Добродетель прощения прегрешений наших ближних служит основой внешнего благополучия и внутреннего спокойствия каждого христианина. Если в семейных и общественных отношениях дышит дух озлобления и памятозлобия, то не прочен бывает союз между людьми. А что сказать о внутренних страданиях человека жестокосердого? Злоба не дает ему покоя, тяжелым камнем лежит на душе его, подобно червю точит сердце несчастного; ежеминутно страдает злобный от своей злобы, особенно если ему не удается чувствительно отомстить своему врагу; доходит до болезненного состояния: “нет мира в костях его”. Пусть не обольщает себя злобный человек ложным мнением, что он и при злобе на ближнего может любить Бога и угождать Ему; кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот ложь говорит, по слову апостола Иоанна Богослова.

    В наступившие дни покаяния, православные христиане, примиритесь со всеми, с кем у вас недостает полного мира, пусть у вас нынешнее воскресенье действительно будет прощеным по обычаю православной церкви, порадуем хотя ныне Спасителя своего и во имя Его Божественной любви забудем все споры, ссоры и несогласия, которые не дают нигде жить по-братски, как Христос заповедал. Будем соперничать друг с другом не в клевете, лжи и бесстыдстве, а в великодушии и любви, протянем руку примирения своим недругам; если же они не желают сего, то пусть помнят слова Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). И еще: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”. Только в случае полного взаимопрощения может быть благословен подвиг нашего поста, молитвы, милостыни, приобщения Святых Таин. Только в этом случае водворится в нашем сердце Сам Бог. А где присутствие Божие, там вечная радость и блаженство. Аминь.

     

    Подготовила Юлия Федорова, доцент кафедры философии и культурологии УлГПУ

    № 4 (588) 22 февраля 2023 г.