Зерно, древо, Царство

    В 13-й главе Евангелия от Матфея помещен целый ряд притч Спасителя, посвященных Царствию Небесному. Учение о нем являлось центром проповеди Иисуса Христа. Выражения «Царствие Божие» и «жизнь вечная», встречающиеся у других евангелистов, тождественны выражению «Царствие Небесное».

    В притчах Христос приоткрывает нам через образы и уподобления различные грани Царствия Небесного. Понятие это настолько глубоко и многозначно, что точного его определения дать нельзя. Предельно общо можно сказать, что Царствие Небесное – это Сам Иисус Христос, воплощенный Бог, Который пришел к людям на землю, и связанная с этим шагом Божиего смирения совокупность благодатных даров и возможностей, доступная теперь человечеству. Сердцевина этого понятия – вновь дарованная людям возможность участвовать в полноте животворящего общения с Богом через причастие Его благодатной энергии.

    Одну из граней Царства раскрывает притча о горчичном зерне. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-32). Текст имеет параллели у евангелистов Марка (4, 30-34) и Луки (13, 18-19).

    Образ, который использует Спаситель в этой притче, хорошо знаком жителю Палестины. Горчичное зерно имеет размер около одного миллиметра, а может вырасти в растение высотой до трех метров. Перед нами один из примеров яркого сравнения: очень малое – великое. Христос часто прибегал к подобным риторическим приемам в Своей проповеди.

    Царствие Божие открывается в человеческом сердце, когда туда входит небесная реальность – Дух Святой. Духовное толкование этой притчи именно такое. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. Здесь подвижник имеет в виду стяжание благодати Святого Духа, которое начинается с малого, неприметно. Человек, однако, призван возрастать в святости «от силы в силу».

    Из церковного предания мы знаем, что по особому повелению Божию святые, пройдя трудный путь аскетических подвигов, отшельничества, борьбы со страстями, открывали свои келии всем скорбящим, сомневающимся и растерянным, отчаявшимся и погибающим, чтобы они, как птицы из притчи, нашли себе отдохновение и утешение в свете их благодати и духовной мудрости. Так было и с преподобным Серафимом. Святым он стал постепенно, решившись однажды исполнить свой христианский долг до конца, а затем твердо следуя этому намерению всю свою жизнь.

    Еще одно толкование этой притчи можно назвать историческим. Церковь Христова на земле является видимым выражением Царствия Небесного. Именно в Церкви человек приобщается полноте благодатных даров Божиих. Крохотная община первохристиан выдержала периоды жестоких гонений и выросла до многомиллионного христианского сообщества, представители которого распространились по всему земному шару. Горчичное зерно стало деревом!

    Христианство нельзя свести лишь к нравственным заповедям, «учению», полезной интеллектуальной концепции и т.п. Без живой личности Христа, реальное общение с Которым доступно христианам всех времен и возрастов, такая «урезанная религия» похожа на мрачный, не освещенный солнцем витраж. Не такой была вера праведников! Они свидетельствовали о том, что Сам Спаситель приходит в сердце верующего и воцаряется там, духовно преображая всего человека.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 4 (588) 22 февраля 2023 г.