13 апреля, в Великий Четверток, Воспоминание Тайной Вечери, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил вечерню в соединении с Литургией Василия Великого и Чин умовения ног в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска. Его Высокопреосвященству сослужили иерей Роман Солодко, протоиерей Сергий Ефремов, протоиерей Илия Кузнецов, протоиерей Николай Архангельский, иеромонах Георгий (Карпов), иерей Владимир Маняков, иерей Николай Генсицкий, иеромонах Иларион (Хроль), протоиерей Святослав Еренков, протоиерей Павел Путилкин, иерей Антоний Закурдаев, иерей Димитрий Трофимов, диакон Иоанн Косяков, диакон Григорий Шевченко, диакон Сергий Чернов, диакон Валерий Ставровский, диакон Василий Карзанов.
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками — апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство — Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы. В этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
В этот же день после Божественной литургии в ряде кафедральных соборов, на архиерейских богослужениях единственный раз в году совершается Чин умовения ног. Это последование известно христианской Церкви с VI-VII веков. Его Евангельским основанием служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13, 4-5). Этим Спаситель на деле показал, как исполнять данную Им заповедь о любви.
Обратившись к собравшимся в храме, Митрополит Лонгин подчеркнул, что Великий Четверг Страстной седмицы — это особо важный для христиан день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление таинства Евхаристии — Святого Причащения. Владыка поздравил всех причастившихся с принятием Святых Христовых Таин и рассказал о значении совершенного после Литургии чина умовения ног:
— Это древний умилительный чин, в котором архиерей омывает ноги двенадцати священникам так же, как Господь омывал ноги своим ученикам и апостолам. Господь говорит о том, что это образ, пример смирения, который Он нам дал. В древности омовение ног гостю было повсеместным обычаем. Его совершал кто-то из домочадцев ради любви, из уважения. Ученики Христа еще многого не понимали и даже спорили между собой, кто из них больше, кому из них достанется какое место в Царстве Божием. Господь останавливает их в этом споре и дает наставление: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26).
Это слова, которые должны постоянно звучать в сердце каждого христианина. Мы тоже в нашей жизни все время стараемся занять место повыше, получше, не задумываясь о том, что мы — ученики Того, Кто учил прежде всего смирению. Каждый из нас должен уступать друг другу с любовью и благоговением. Омовение ног сегодня вышло из нашей культуры, но смириться, дать возможность человеку, находящемуся рядом с нами, стать выше нас — это то, что мы можем и должны делать, ни в коем случае не споря о своих «достоинствах» и «недостоинствах» окружающих нас людей. Дай Бог, чтобы этот урок смирения, который Господь преподал своим ученикам и который Церковь вспоминает в Великий Четверг, был усвоен каждым из нас. Ещё раз поздравляю всех вас с праздником и желаю помощи Божией. Желаю оставшиеся несколько дней Страстной седмицы провести в благоговении, тишине и молитве!