“В песнех восхвалим светила незаходимая Российския земли, таинники Божественнаго Слова, Христа славяще, сих просветившаго и возлюбившаго и помощники нам давшаго в скорби…» (светилен, глас 2, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим), – так прославляет Русская Православная Церковь всех святых, подвизавшихся в российских пределах.
Прекрасный канон Всем святым, в земле Русской просиявшим, был написан святителем-исповедником Афанасием Ковровским (Сахаровым; † 1962). Благоговейный молитвенник и боголюбивый подвижник, он глубоко чтил родных ему по духу праведников, подвизавшихся на российской земле. Именно по его благословению была написана М. Н. Соколовой (впоследствии – мон. Иулиания) икона Всех русских святых. Не позднее конца 1933 – начала 1934 года Мария Николаевна получила от святителя Афанасия благословение на написание для него келейного образа собора святых земли Русской.
В январе – мае 1934 года икона была написана. Этой работе предшествовал продолжительный подготовительный период. Иконография и состав святых подробно обсуждались со святителем Афанасием. «В памяти моей еще живут воспоминания, как писался образ Всех святых, в земле Русской просиявших. Марии в то время было около 30-ти лет, она посмотрела сотни житий святых, сказаний, статей, книг. Подняла огромный иконографический материал. По количеству духовных знаний и труда, вложенных Марией, образ Всех русских святых равен, а возможно, и превосходит любую докторскую диссертацию. Были выполнены сотни эскизов, зарисовок, многие-многие часы проведены в молитвах, раздумьях, сомнениях…» (из воспоминаний В. В. Быкова).
Образ получился настолько цельным и гармоничным, что трудно поверить в то, что это сравнительно недавно созданная композиция. В верхней части изображены Матерь Божия, св. Иоанн Предтеча, Архангелы, святые Вселенской Церкви, предстоящие Святой Троице, и в то же время молитвенно поддерживающие подвижников и праведников Русской земли. Группы русских святых собраны по землям и включают в себя святителей, мучеников, преподобных, блаженных, предстоящих Богу и покровительствующих не только местам своих подвигов, но и всей Русской земле.
«…Как только открылось в Москве метро, Владыка Афанасий с этой иконой проехал от “Сокольников” до “Парка культуры”. И говорил: “Это метро освящено мною иконой Всех русских святых”. Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро», – вспоминала келейница Владыки Афанасия Н. С. Фиолентова.
Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, появилась на 20 лет позже иконы, но связано это было прежде всего с тяжелыми обстоятельствами жизни епископа-исповедника, его многолетним пребыванием в узах и заточении. Он закончил свою работу над службой Всем русским святым в 1953 году. В 1954 году келейная икона Владыки Афанасия, написанная М. Н. Соколовой, побывала на первом престольном празднике в Троице-Сергиевой Лавре, в храме в честь этого праздника, расположенном в крипте Успенского собора.
Он писал по этому поводу Марии Николаевне: «Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех Русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Даже сожалею, что тогда не пришла мне мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там есть уже такая икона, и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить “первописанную”, а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры. Если Вы имеете какие-либо связи с Лаврой, я был бы только благодарен Вам, если бы Вы эту передачу устроили.
Только хотел бы, чтобы на обороте иконы была записана ее история, примерно в таком виде: “Сей святый образ Всех святых, в Земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященнейшего Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же по плоти Бога Слова 1934-е, в январе-мае месяцам. Освящен сей образ Преосвященнейшим Афанасием после малой вечерни под неделю Всех святых, в Земле Русской просиявших, 27 мая-июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского Святителя Николая, что в Кленниках церкви”.
Об этой надписи должны знать очень немногие, и после ее написания обратную сторону иконы надо будет обтянуть какой-либо материей. Мне хочется оттенить в надписи, что икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех русских святых, но в ином их расположении, есть древняя икона, Вам известная. Она издана частями в альбоме музея Петроградской Духовной Академии. Вторая в таком же роде незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиереем В. Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха.
И еще одно замечание по поводу нашей иконы. Ее, кажется, надо будет дополнить двумя изображениями. Я слышал, будто в Алма-Ате хранится предание, что там был Апостол Матфей, только я не знаю точно: евангелист или Матфий, избранный на место Иуды, и что в Желободе (в Средней Азии) хранится и весьма почитается могила праведного Иова. Это все надо хорошенько проверить. И если это верно, то и праведного Иова, и святого Апостола надо изобразить в лике небесных молитвенников о Русской Земле, около пророка Илии и Апостола.
Простите, родная моя, что с первым же письмом я обращаюсь к Вам с просьбами и поручениями. Но все, что касается нашего праздника и нашей иконы, мне очень дорого, и я спешу высказать мои пожелания, ибо не знаю, что породит грядущий день…»
В другом своем письме от 30 сентября 1959 года святитель Афанасий упоминает о том, что «будет в Лавре и митрополит Нестор, который будет искать Вас для переговоров об иконе Всех русских святых…»
По свидетельству протоиерея Владимира Воробьева икона Всех русских святых была написана матушкой и для митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова, † 1990), и эта икона находится до сих пор в Прибалтике. Известны иконы собора русских святых, находящиеся в московском Даниловом монастыре, в соборе города Тутаева-Борисоглебска. Две иконы русских святых, написанные матушкой Иулианией – келейная святителя Афанасия и храмовая, написанная для лаврского храма Всех русских святых, до сих пор находятся в Троице-Сергиевой Лавре.
Таким образом монахиней Иулианией было написано не менее пяти икон Всех русских святых. Немного отличаясь в деталях, в целом они сохранили композицию и цветовой строй первоначальной иконы.
Святитель Афанасий отошел ко Господу в 1962 году, а в 2000 году был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1981 году упокоилась матушка Иулиания.
Новые и новые святые появляются в соборе русских праведников. Не будем же забывать обращаться к ним в этот особый для Русской Церкви день – праздник Всех русских святых – как к известным нам, так и к оставшимся сокровенными от людей, но известным Богу, сияющим как множество звезд в Царстве Небесном:
«Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножившейся на земли греховней тьме, возведем горе очи наши, братие, и, сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному отечеству потщимся, его же да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых своих…» (седален, глас 7, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).
Лариса Узлова