Храм и его архитектор

    20 июля исполняется 145 лет со дня рождения Федора Осиповича Ливчака – архитектора, автора проекта храма на Старом кладбище Симбирска.

    В клировых ведомостях из фондов Госархива эту церковь именуют «Воскресенская кладбищенская». Ни внешне, ни внутренним обликом храм на Старом кладбище не повторяет ни одну из церквей города: здесь изначально не планировалось колокольни, на фасаде для декоративного украшения используется много лепки, а в нишах помещены живописные панно, выполненные маслом на холсте. Внутри церкви пространство постепенно сужается – от основания к световому барабану. Одна из самых поразительных деталей внутреннего убранства храма – Царские врата. «Да будет воля Твоя», – гласит надпись в полукруглой арке, а венчает врата резной четырехконечный крест с надетым на него терновым венцом. Кладбище, что расположено вокруг храма, покоит под крестами тех, кто служил в этой церкви и строил ее.

    По архитектурно-художественным особенностям церковь напоминает те храмы Древней Руси, которые были построены по византийскому образцу. Недаром этот храм называют жемчужиной архитектуры Симбирска, и в списке объектов культурного наследия он числится как памятник федерального значения.

     

    Градостроитель и изобретатель

    Автор столь необычного архитектурного проекта Федор Осипович Ливчак (1878-1919) родился в городе Вильно (ныне Вильнюс). Его отец – Иосиф (Осип) Николаевич Ливчак – изобретатель, писатель, выходец из священнической семьи. Мать Федора Осиповича, Софья Дементьевна, умерла довольно рано. В семье было восемь детей. Все четверо сыновей унаследовали от отца способность к изобретательству, которую реализовали в своих профессиях.

    В 1900 году Федор Ливчак поступил на архитектурно-строительный факультет Института гражданских инженеров в Петербурге. Окончив институт с отличием, он уехал работать в Смоленск. Летом 1906 года Федор Осипович вместе с женой Марией Васильевной и тремя детьми переехал в Симбирск, где начал работать архитектором Симбирской городской управы. Воскресенский храм на городском кладбище Симбирска – это его единственная культовая постройка, так как он специализировался исключительно на гражданских строениях.

    Молодой и талантливый инженер стал автором идеи нового строительного материала – «бетонита» – пустотелых бетонных блоков. В течение нескольких лет в Симбирске из них было построено около 50 зданий: отделение Дворянского и Крестьянского поземельного банков (ныне корпус УлГУ на улице Льва Толстого), кинотеатр «Ампир» (ныне «Художественный»), его собственный просторный особняк из девяти комнат.

    В период Первой мировой войны Ф.О. Ливчак занимался оборонным строительством. По его проектам в губернии были построены пять тыловых госпиталей на станциях Алатырь, Кузоватово, Инза, Ибреси, Барыш.

     

    Судьба семьи и дома

    Революцию 1917-го знаменитый архитектор не принял, а когда в Симбирск вошли части генерала В.О. Каппеля и белочехи, он стал оказывать им всяческую помощь: для вооружения белогвардейцев в его мастерской обычные грузовые автомобили обшивали бронелистами, переоборудуя в броневики. Дожидаться прихода красных он не стал и утром 12 сентября 1918 года покинул город вместе с семьей. Федор Осипович нанял лодку, переплыл Волгу и пешком двинулся в Мелекесс. Пока отряды Каппеля удерживали оборону на левом берегу Волги, семья Ливчака жила в Мелекессе. Когда он убедился, что красные не только закрепились в городе, но и наступают далее на восток, было решено: семья возвращается домой, а он едет в Уфу. Супруга с детьми вернулась в Симбирск, но их дом уже был национализирован и занят начальником штаба 5-й армии Восточного фронта.

    В этом здании до 1925 года был детдом № 3, после особняк отдали под коммунальные квартиры. В 1930-х годах он стал Домом охраны материнства и младенцев, то есть детскими яслями, потом снова жилым домом. С 1961 года дом Ливчака занимала детская туберкулезная больница. В 1986 году здание было передано Ульяновскому отделению Всероссийского театрального общества, и после реставрации в нем разместился Дом актера. В 2014 году в особняке открылся музей «Усадьба архитектора Ф.О. Ливчака. Дом-ателье».

    Семья Федора Осиповича стала жить у родной сестры Марии Васильевны – Варвары Вольсовой: две сестры были замужем за известными архитекторами. По воспоминаниям детей Ливчака, Мария Васильевна стала работать счетоводом в городском отделе здравоохранения, а с отцом они больше не виделись: добравшись до Омска, Федор Осипович решил не ехать дальше.

     

    «Умоляю вас принять это известие с должной твердостью»

    После прихода красных в Омск глава семьи был мобилизован как инженер на строительство госпиталей. Тогда свирепствовал сыпной тиф, это была эпидемия, а врачи предупреждали Ливчака, что с его сердцем не вынести тяжелую инфекцию. Заразившись, он хорошо представлял, что его ждет. Проболев несколько дней и предвидя конец, Федор Осипович написал семье в Симбирск прощальное письмо, вложив в конверт справку о своей службе в Красной армии и фото: «…Умоляю вас принять это известие с должной твердостью и понять, что для моего личного благополучия скверный исход болезни искупит вполне все страдания долгой разлуки, тем более, что подобные потрясения в мои годы выведут меня из строя полезных тружеников, а находиться в сознании, что настанет время и, вероятно, очень близкое, что я лягу на ваши плечи… Так это хуже смерти…

    Милая Машенька и мои детки, повторяю, не проливайте напрасно слезки, и уверяю вас, что если по прочтении этих строк я буду на том свете, так это не обидно, я буду гораздо счастливее вас…

    Посылаю вам, мои дорогие, свою карточку…

    Милые мои Надя, Вера, Боря, Глеб и Олеся, завещаю вам жить в дружбе и всеми своими силами помогайте маме, а в чем эта помощь может сказаться, представляю вам каждый раз, смотря по вашему возрасту, судить и действовать. В тяжелую пору жизни приходится вас покидать…».

    Федор Осипович Ливчак умер 20 декабря 1919 года в Омске.

    Спустя много лет его старшая дочь Надежда, ставшая художницей, напишет воспоминания, где есть такие строки: «Я даже сняла свой крестик и икону, поняв, что революция отменила Бога, все стали нигилистами. Но вера не исчезла… Мы пошли в церковь и там самозабвенно молились Божьей Матери… Но позже вера возвратилась с новой силой, – моя собственная, приобретенная и выстраданная в ходе событий».

    Почему вера жила в сердце? Может, милостью Его, по заслугам прадеда-священника и отца храмостроителя?

    Ольга Новосад

    Газета «Православный Симбирск»