О последних временах

    В 13-й главе Евангелия от Марка Господь говорит о Своем Втором пришествии, Страшном Суде, а также о разрушении Иерусалима. Здесь же помещена краткая притча о возвращении хозяина дома.

     

    О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13, 32-37).

    Перед этим Спаситель указал лишь общие признаки приближения этих событий, но не открыл день и час их наступления. В церковном предании активно обсуждался вопрос о том, почему Христос не открыл ученикам точных сроков Своего пришествия.

    Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, восхищался смирением Спасителя: «…слыша из уст Иисуса Христа о неведении тайны Промысла вдруг после величественных слов небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут (Мк. 13, 31), – невольно изумляешься святым изумлением перед чистотой и святостью души Иисусовой, которая постоянно являет себя тем, что она есть; открывает великое, божественное, не скрывает и малое, человеческое; говорит истину, нисколько не заботясь о том, не произведут ли слова ее какого-либо неблагоприятного для нее впечатления. Сказать: “Я этого не знаю”, – вдруг после того, как сказано: “Я все могу”, – для этого требуется величие духа не человеческое».

    Традиционно, комментируя это изречение Христа, отцы приписывали «незнание» Спасителя Его человеческой природе. Как Бог и Сын Божий, Иисус Христос все знал; но слова «не знает ни Сын» нужно понимать относительно Его человечества. Возможно ли, чтобы Сам Господь Иисус Христос не знал о времени Своего Второго пришествия, а также и разрушения Иерусалима? Невозможно это и предположить, когда Он, как Сын Божий, и Бог Отец суть одно (Ин. 10, 30). Да и как не знать Ему, когда Он вместе с Отцем сотворил самое время, веки (Евр. 1, 2)? Святитель Григорий Богослов, например, пишет: «Для всякого ясно, что Сын знает как Бог, приписывает же Себе незнание как человек».

    Блаженный Феофилакт Болгарский видит в таком ответе Спасителя мудрую педагогику по отношению к Своим ученикам: «Если бы Господь сказал апостолам: Я знаю, но не хочу открыть вам, – в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни ангелы, ни Я не знаю, – Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему».

    Святитель Василий Великий считал, что такое знание бесполезно и даже вредно для нас: «Христос умолчал о времени суда потому только, что неполезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии».

    В любом случае в этих словах Спасителя содержится тайна, которую Он нам не открыл, – к этому факту следует относиться внимательно и с уважением.

    Для иллюстрации призыва к бодрствованию при ожидании пришествия Спасителя Господь приводит притчу о возвращении хозяина дома. Этот человек поручил каждому слуге в доме свое дело, которое он должен всегда без лени исполнять, не надеясь, что до пришествия хозяина еще много времени. Хозяин придет неожиданно! Понятно, что под образом хозяина дома понимается Сам Спаситель. Иисус Христос часто использует в притчах сюжет внезапного возвращения домовладыки. Этот же образ напоминает нам о конце нашей земной жизни и необходимости ответа за нее перед Богом.

    Здоровое христианское бодрствование и внимательность в духовной жизни не должны превращаться в апокалиптическую истерию. Таких радикальных движений история Церкви Христовой знает достаточно. Как правило, участие в них плачевно заканчивалось для большинства их членов. Многие экзальтированные проповедники или трезвомыслящие обманщики часто назначали и продолжают назначать, вопреки евангельскому предупреждению Христа, точные даты Второго пришествия. Люди, увлеченные этими идеями, прекращают нормальное существование в социуме: оставляют работу, продают свое имущество, убегают в лесные дебри, перестают заботиться об образовании и здоровье своих детей и т.д. Когда оказывается, что их обманули, назначенное пришествие не состоялось, многое в жизни из разрушенного своими собственными руками приходится исправлять. Это трудно и не всем по силам.

    Часто такие апокалиптические движения противопоставляют себя Православной Церкви, объявляя ее архиереев и священников пособниками антихриста. Лидеры таких движений разрушают не только земную жизнь своих последователей, но отторгают их от спасительных церковных таинств, лишая подлинного богообщения.

    Особенно апокалиптические настроения в обществе оживают в эпохи крупных социальных потрясений – эпидемий, войн, революций. Множество различных сектантских групп назначали даты конца света, но всякий раз они не сбывались. Однако этот очевидный факт не останавливает людей легковерных вновь и вновь примыкать к подобным движениям. Противоядие этому злу – в знании вероучения и предания Православной Церкви, а также истории возникновения, развития и распада различных апокалиптических движений.

    Здравомыслие христианской жизни проявляется, в частности, в трезвом отношении к последним временам. Да, мы живем в последние времена! Они начались с Воплощением Сына Божия и основанием на земле христианской Церкви. Однако это не повод паниковать. Задача христианина – хранить церковное единство, слушать пастырей Православной Церкви, соблюдать заповеди Божии, спокойно и трезво проходить земную жизнь.

    Одним из средств, которое способствует духовному бодрствованию и собиранию рассеянного ума, является молитва. Этот вид аскетического делания очень любили все подвижники благочестия Православной Церкви, потому что молитва очищает ум, делая его собеседником Божиим.

    Нам нечего бояться, ведь Христос Своей смертью победил смерть. Единственное, что может нам повредить, – это наше добровольное нерадение в христианской жизни. Воскликнем же вместе с апостолом Павлом: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) и станем бодрыми слугами, ожидающими прихода хозяина дома.

     

    Иерей Димитрий Трофимов