Что нужно для исцеления?

    Каждый из нас обращался к Богу с молитвой об исцелении своих недугов или скорейшем выздоровлении близких. И всем Он отвечает по-разному. Но почему так происходит, что один исцеляется, другому определено болеть долгое время, а третьи умирают? Ответ попробуем найти в Священном Писании.

    С православной точки зрения, любая болезнь является последствием грехопадения, поскольку в нем человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к ней. Смерть и заболевание не являются нормальным состоянием человека. Бог – не творец смерти и различных недугов. При этом Он, как любящий Отец, «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Сам Христос пришел в мир, чтобы исцелить человека.

    Из Евангелия нам известны сюжеты, в которых Спаситель исцеляет людей. И для того, чтобы совершить чудо, Господь смотрит на определенные обстоятельства и духовное состояние человека, благодаря которым совершается исцеление. В этом номере мы рассмотрим несколько чудес врачевания, которые совершил Христос в Евангелии: исцеление расслабленного в Капернауме и исцеление тещи апостола Петра. В этих эпизодах мы сможем увидеть критерии, по которым Бог исцеляет нас и наших близких.

    В Евангелии от Луки мы читаем: «В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои… Встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял на чем лежал и пошел в дом свой, славя Бога» (Лк. 5, 17-25).

    В этом эпизоде есть три момента, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, перед тем как исцелить больного, Христос смотрит на наличие веры. Господь исцеляет расслабленного по вере людей, которые принесли больного. Однако святитель Иоанн Златоуст справедливо отмечает, что, если бы сам больной не имел веры, он не позволил бы спустить себя. То есть сам расслабленный имел веру и признавал Христа как Бога, благодаря чему и совершилось чудо исцеления.

    Во многих повествованиях о чудесах центральной оказывается тема веры. Иисус очень часто требовал веру от исцеляемых или проверял ее. Вера является тем состоянием души и ума человека, которое необходимо для того, чтобы произошло исцеление.

    Во-вторых, врачевание больного совершается через прощение грехов. Как уже было сказано выше, грех –причина болезни и смерти. И данный эпизод наглядно доказывает этот факт. Жители Палестины времен земной жизни Иисуса Христа считали также и верили: между болезнью и грехом существует таинственная и неразрывная связь. Они полагали, что если кто-то страдает, то он согрешил. Поэтому Христос устраняет сначала причину болезни, то есть грехи, а потом и саму болезнь.

    И, в-третьих, после того как больной исцелился, он возблагодарил Бога. Именно это забывают сделать многие из нас. Выражение признательности Господу за Его милость – это свидетельство веры человека.

    В евангельском сюжете, где Христос исцеляет тещу апостола Петра, можно также проследить два критерия. Для начала следует прочесть отрывок: «Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им» (Лк. 4, 38-39).

    В значительной степени исцеление совершается, во-первых, по молитвам ближних, так как они «просили Его о ней» (Лк. 4, 38). Из чего следует заключить, что одним из важных аспектов для выздоровления человека является молитва верующих о больном. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16), – пишет апостол Иаков, – «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 15).

    Болезнь может оказаться для человека серьезным испытанием не только его физических сил, но и веры. Зачастую люди, находящиеся в состоянии тяжелого заболевания, впадают в уныние или малодушие. Человек не имеет сил, чтобы помолиться за себя. В такое непростое время помощь должна прийти от близких. И как видно из Евангелия, Христос отвечает на просьбы молящихся и врачует больного человека.

    После исцеления женщина сразу начала служить Христу и людям. В греческом тексте Евангелия, слово «служила» обозначено греческим эквивалентом «диаконео», которое означает «прислуживание за столом и милосердное служение ближним». Именно таким образом должны поступать люди, исцеленные Богом. Они должны стать последователями Христа и взять на себя обязанность приносить пользу Церкви. Господь дает нам бесценный дар здоровья и силы для того, чтобы мы могли служить Ему и людям. В противном случае наша просьба будет некорректна.

    Поэтому, прежде чем мы обратимся к Богу с молитвой о выздоровлении, стоит задуматься, являемся ли мы теми христианами, над которыми Бог мог бы совершить чудо исцеления? Согласно Евангелию, человек должен обладать достаточно крепкой верой в Бога. Раскаиваться в грехах и иметь намерение исправить свою жизнь. Также он должен осознавать, что здоровье дается нам для того, чтобы мы могли послужить Богу и людям. А самое главное – быть благодарным Господу за чудо исцеления. Ведь чудо хорошо не потому, что исцеляет одного, а потому, что открывает всем Бога.

     

    Иеромонах Иларион (Хроль)

    Газета “Православный Симбирск” №22 (534) 22 ноября 2020