«Дети растут, а вместе с ними и ты»
Во все времена материнство ассоциировалось с жертвенной любовью. У героини нашего сегодняшнего интервью – пятеро детей. Как изменило ее рождение детей? Есть ли разница в воспитании погодок и детей с большой разницей в возрасте? О своем опыте рассказала матушка Анна Закурдаева.
– Матушка, как родилась семья Закурдаевых? Где вы познакомились с отцом Михаилом?
– Мы начали общаться на автозаводе, где оба работали. Он подошел познакомиться, но я пресекла этот шаг. Будущего мужа это не смутило и не остановило. Он нашел нашу общую знакомую, которая недавно вышла замуж и была очень счастлива. Попросил ее со мной поговорить. Я «сдалась». Так мы и познакомились – на заводской скамеечке в обеденный перерыв.
– На момент создания семьи вы уже оба были верующими?
– В деревне, где я родилась, храма не было, но мне всегда хотелось ходить в церковь. Инициатором венчания был отец Михаил. Я очень боялась. Но мы смогли прийти к общему знаменателю. Потом вместе стали ходить на службы. Когда переехали жить в Ишеевку, мужа пригласили помогать в алтаре. Отец Михаил Галныкин, настоятель храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», начал намекать ему, что можно и о сане подумать. Поразмыслив, супруг решил поступать в семинарию.
– Как вы отреагировали на решение мужа?
– Я была против. Это такая ответственность! Хотя понимала, что из него получится хороший священник: он уже состоялся как личность. Отец Михаил сказал мне тогда: «Бог дал тебе дочь в утешение, а меня призвал ко служению», – я как раз родила третьего ребенка. В 2016 году его рукоположили во диакона, а в 2018-м – во священника. У нас родилось еще двое детей, так и жили потихоньку: батюшка учился, у меня было много забот с детьми.
– Поменялась ли жизнь внутри семьи после того, как муж стал священником?
– Мы стали реже видеть папу дома: у него стало больше дел. Неизменным остается одно: он очень много читает.
– Как вас изменило материнство?
– Дети растут, а вместе с ними и ты. Этот путь не бывает простым! Каждый этап взросления ребенка требует от родителей новых навыков, способности решать разные задачи, умения поддержать, направить, проявить любовь и терпение. Господь все интересно устраивал в нашей жизни: с первой дочкой мы жили в общежитии, в комнате 12 кадратных метров, общая кухня, отсутствие горячей воды… Некогда было себя жалеть! Потом в 18-метровой комнате нас было уже четверо.
– Когда вы выходили замуж, думали о том, что станете многодетными?
– Я всегда хотела большую семью. Мама шутила: «Вас двое с сестрой, и вы постоянно ругаетесь. А нас в семье было пятеро – всегда было, на кого вину свалить!»
– Что самое сложное в материнском служении?
– Наверное, постоянное напряжение. Разбираешь, кто кого обидит. Кто принесет домой новые слова или песни – ведь как ни крути, друзья на подрастающих детей оказывают большое влияние. Я считаю, все проблемные моменты надо проживать вместе – это жизнь! Надеемся на милость Божию, Его помощь, защиту. Молитва за детей – самое большее, что мы можем для них сделать.
– Мои дети будут счастливыми, если…
– Не могу ответить однозначно. У каждого счастье свое. Нет готового рецепта.Вспомнила сейчас любимую песенку из мультика «Летучий корабль»: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка, котик-мурлыка, муж работящий…» Кстати, про котика очень актуально – много лет была против, в этом году пришлось сдаться под напором детей.
– Раз уж зашел разговор о домашних питомцах. Ухаживая за животным, дети понимают, что кто-то от них зависит, ждет их заботы и участия. Как еще можно воспитать ответственность?
– Дети стараются не забыть покормить, прибрать мусор за котенком, поиграть с ним. Это важно! Я думаю, воспитать ответственность можно только личным примером. Мы объясняем, помогаем, распределяем дела по дому. Даем понять – это твоя обязанность, если не сделаешь – никто не сделает.
– Что в вопросах воспитания детей вы переосмыслили спустя годы?
– Не за все шалости нужно ругать. Последние трое детей – практически погодки, поэтому очень сложно наказывать кого-то одного из этой компании. Часто приходится «спускать с рук» одному, чтобы не наказывать всех. Учу их договариваться между собой, а не бежать с жалобами.
– Могут ли родители повлиять на воцерковление детей?
– Сложно сказать. В нашей семье дети ежедневно видят пример отца, который служит Богу. Мы стараемся молиться всей семьей. У каждого человека свой путь, наша задача – быть рядом и любить. Со старших какой спрос – что могли, уже вложили. Я не давлю на них и радуюсь, когда они сами тянутся в церковь.
– Старший сын Иван сейчас помогает в алтаре отцу Михаилу?
– Да. Сейчас батюшка – настоятель Покровского храма в Ульяновске. Впервые в алтарь Ивана позвал отец Михаил Галныкин на Пасху в 2012 году. Вышел наш сын в стихаре, с артосом в руках, готовясь к крестному ходу. В семь лет это очень почетно! С тех пор стал ходить на все вечерние службы в субботу с отцом.
Сейчас ему 15, переходный возраст, есть свои сложности. Мы, конечно, переживаем, но понимаем – это как ветрянка, надо переболеть. Самому. Тогда выработается иммунитет – умение различать, что такое хорошо, а что – плохо. Его путь за него мы не пройдем, но можем поддерживать молитвой.
– Какие совместные занятия объединяют детей?
– У них много общих интересов. Не нужно кого-то искать, чтобы поиграть. Сейчас вся семья увлеклась алмазной мозаикой. Погода не шепчет, на улице долго не погуляешь, нужно развлекать себя в замкнутом пространстве. Картины по номерам, вышивка, гитара – это не весь перечень увлечений.
– У каждой женщины – свое восприятие материнства. От ухода в него с головой и радостным растворением до совмещения заботы о детях и профессионального развития. Каков ваш путь?
– Мне хорошо дома. Со старшими детьми мы из общежития часто уезжали летом на дачу. Если бы я работала, у меня, скорее всего, не было такой возможности. Сейчас я вышла на работу. Думаю, все приходит вовремя: тогда, когда нужно.
– Если перефразировать известную фразу русского классика, то все семьи счастливы по-своему. Если супруг дома, не занят, есть возможность собраться всем вместе, как вы проведете время?
– Костер. Шашлык. Суматоха. Накрытый стол. Самовар на углях.
Беседовала Ксения Манякова