Семья Спасителя

    Приближается праздник Рождества Христова – время, когда мы становимся чуть моложе, когда оживают наши детские надежды, а сквозь рутину взрослой бесконечно важной суеты прорывается по-детски чистое и подлинное ощущение присутствия чуда. «С нами Бог!» – вот в чем дело. Господь приходит на землю, чтобы помочь нам – Своим детям. В воплощении Он Сам становится ребенком, которому необходима семейная забота. Какой была семья Спасителя?

    Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, но в соответствии с иудейскими установлениями Его отцом считался Иосиф, потому что потомство обручницы являлось законным потомством того, кому она была обручена. Современники, не знавшие о тайне непорочного зачатия, воспринимали Иисуса как сына Иосифа Обручника – потомка царя Давида. Спаситель рос и воспитывался в городе Назарете.

    Предполагают, что Назарет в то время был небольшим селением, насчитывавшим приблизительно 500 жителей, поэтому здесь все друг друга знали. Позднее, когда Христос проповедует в Назарете, видно, что Он Сам и все Его родственники были хорошо известны здесь.

    Божия Матерь

    О Пресвятой Богородице Священное Писание сообщает немного. Сведения о Ее детстве и юности содержатся в предании. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна, которые родили своего единственного ребенка в старости. Они посвятили девочку Богу, отдав Ее на воспитание в Иерусалимский храм. Когда пришло время, забота о Марии была вверена праведному Иосифу. В Назарете Дева Мария растила Своего Сына, ткала, учила местных детей грамоте, пребывая, как и раньше, в девстве, чистоте, молитве и богомыслии.

    Земной «отец» Христа

    Иосиф был главой семьи. По своему ремеслу он был строителем – «плотником или каменщиком». Слово, стоящее в оригинальном греческом тексте, допускает оба смысла. Спаситель перенял от «отца» его профессию, когда помогал ему. Святой Иустин Мученик сообщает, что Иисус, живя среди людей, изготавливал орала и ярма, то есть занимался работой плотника. Неизвестно время смерти праведного Иосифа. Скорее всего, это произошло незадолго до выхода Христа на общественное служение, то есть когда Ему было от 19 до 30 лет. Мы не знаем обстоятельства жизни Иосифа до его обручения с Марией. В христианской традиции есть два мнения. В зависимости от того, какую точку зрения мы примем, будет решаться вопрос о «братьях и сестрах Господних», которые упоминаются у евангелистов Матфея и Марка.

    Первая – Иосиф, как хранитель девства Марии, сам строго соблюдал свое девство, следовательно, он не имел детей. Это версия получила распространение в западной традиции. Ее придерживался святой Иероним Стридонский, который предположил, что «братья Господни» – это сыновья сестры Богородицы Марии Клеоповой. Значит, они были двоюродными братьями Иисуса и имели с Ним кровное родство, и в этом случае не находились в ближайшем кругу семьи.

    Вторая – Иосиф был вдовцом и имел детей от первого брака. Эту версию поддерживал святитель Епифаний Кипрский. По его мнению, братья и сестры Иисуса были детьми Иосифа от первого брака, они остались со своим отцом после того, как ему была обручена Дева Мария, и в их окружении прошло детство Спасителя. Таким образом, Иисус по иудейским законам приходился им младшим братом, «рожденным» от второго брака. В свете этого можно понять то недоверчивое отношение, которое испытывали «братья Господни» ко Христу во время Его проповеди – «братья Его не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Психологически это взгляд старших детей на самого младшего, который вырос на их глазах.

    Евангелисты Матфей и Марк сообщают имена братьев Иисуса – Иаков, Иосия, Симон и Иуда (см. Мф, 13, 55; Мк. 6, 3).

    Иаков

    Некоторые отождествляют Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым – сыном Марии Клеоповой. Он поверил в мессианское достоинство Иисуса после Его воскресения. Иаков стал первым епископом Иерусалимской общины, председательствовал на первом апостольском соборе в Иерусалиме. Он был прозван «праведным» за то, что строго соблюдал все ветхозаветные установления. Апостол не употреблял вина и вел крайне воздержанный образ жизни. В корпусе писаний Нового Завета помещено Соборное послание апостола Иакова, автором которого был Иаков, брат Господень. Апостол учит, что христианская вера должна быть деятельной, а иначе она мертва. В

    преклонном возрасте святой принял мученическую кончину за свидетельство о Христе – он был сброшен иудеями с крыши Иерусалимского храма.

    Симон

    По одному из предположений, Симона отождествляют с Симоном Кананитом, который с самого начала вошел в число двенадцать ближайших учеников Христа. За свой горячий нрав он был прозван ревнителем (по-гречески – «зилот», по-арамейски – «кананит»). Он проповедовал христианство в различных областях и окончил свой земной путь в Абхазии, приняв мученическую смерть. Другое мнение – Симон, сын Иосифа Обручника, не принадлежал к числу 12 апостолов и его не следует отождествлять с Симоном Зилотом. Последний был родом из Каны Галилейский, и именно на его свадьбе Господь по просьбе Своей Пречистой Матери претворил воду в вино.

    Иуда

    Иуду, брата Господня, некоторые отождествляют с Иудой Иаковлевым (Фаддеем), который был распят на кресте в Армении за евангельскую проповедь.

    Иосия

    Об Иосии, брате Иисуса, у нас, к сожалению, сведений нет.

    Родство Богоматери

    После Рождества Христова все семейство Иосифа бежало в Египет, спасаясь от преследования Ирода.

    Пресвятая Богородица приходилась родственницей праведной Елизавете, матери святого Иоанна Крестителя, а значит, Предтеча был родственником Христа, хотя мы и не знаем точную степень их родства.

    Нам, конечно, интересны подробности быта, отношений, характеров членов Святого семейства, но Господь скрыл это от нас. В Евангелиях содержится очень мало сведений о детстве Иисуса и о семье, в которой Он возрастал и укреплялся духом. Основной взгляд евангелиста сфокусирован на проповеди, смерти и воскресении Спасителя, потому что это и есть главная весть Священной книги. Имеющиеся у нас сведения позволяют увидеть то, что семья Мессии воспринималась современниками как обычная среднестатистическая семья со среднем достатком. Ничего примечательного! Но именно в такой семье благоволил родиться, жить и возрастать негордый Бог – Господь наш Иисус Христос. Поэтому, помня этот факт, давайте и мы будем любить и ценить наши собственные семьи, хотя, может быть, они получились не такими славными, великими и богатыми, как мы, опять же может быть, мечтали.

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 24 (536)

    23 декабря 2020 г.