Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Службы предпразднства Рождества Христова

Службы предпразднства Рождества Христова

Церковь готовит верующих к празднику Рождества Христова сорокадневным постом. Особенно эта подготовка усиливается в последние дни поста, в период предпразднства Рождества – со 2 по 6 января. Пищевые ограничения становятся строже, а идейное содержание ожидаемого события начинает все ярче проступать в богослужебных текстах.

Периоды предпразднства и попразднства – это характерная особенность двунадесятых праздников, в число которых входит и Рождество Христово. Богослужение предпразднства наполнено песнопениями в честь приближающегося праздника. Как правило, церковный устав ограничивает предпразднства двунадесятых праздников одним днем. Исключение составляют лишь два величайших после Святой Пасхи праздника – Рождество Христово и Крещение Господне. Предпразднство первого продолжается пять дней, а второго – четыре.

Появление Рождественского поста

Пост перед Рождеством берет начало от древнехристианского обычая поститься накануне больших праздников, чтобы в этот день причаститься Святых Христовых Тайн. Во времена святителя Иоанна Златоуста пост перед Рождеством составлял пять дней и как раз соответствовал современному периоду предпразднства. В последующие века его продолжительность увеличивалась до тех пор, пока в XII веке в Восточной Православной Церкви не был окончательно утвержден сорокадневный пост.

Тема предпразднства

Предпразднство Рождества Христова имеет свой тропарь – краткий текст, отражающий суть празднуемого события. Он поется все пять дней, оставшиеся до Рождества: «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ».

Спаситель, Который родился от Пречистой Девы в вифлеемской пещере, уподобляется в тропаре Древу Жизни, оставшемуся в райском саду, вход в который недоступен для человека после грехопадения Адама.Сын Божий воспринимает человеческое естество, чтобы восстановить его, наполнив Своей Божественной жизнью (Христос приемлет образ обнищавшего Адама, чтобы обогатить его Божеством). Сам Христос – это Древо Жизни. Он преподает Самого Себя членам Церкви в таинстве Евхаристии. Таким образом, спасение обманутого диаволом творения – это центральная тема последнего этапа подготовки к празднику Рождества.

Главную тему в других богослужебных текстах предпразднства раскрашивают сопутствующие темы: ожидание Рождества всем творением, неизреченное снисхождение Божие, прославление Богородицы, угроза смерти Богомладенца от царя Ирода и так далее.

Подражая Страстной седмице

Большая строгость последних дней Филиппова поста объясняется не только тем, что пост приближается к своему завершению, но и тем, что предпразднство Рождества Христова со временем стало отождествляться с предпасхальной Страстной седмицей. На повечериях в период предпразднства Рождества помещены каноны (трипеснцы), написанные в подражание канонам Страстной седмицы. О событиях Рождества Христова говорится языком страстных песнопений. Почему? С одной стороны, воплощение Сына Божия, предвечного и всемогущего, Который родился беспомощным младенцем, нуждающимся в человеческой заботе, явилось как бы Его первым крестом. С другой, Христос приходит в мир для того, чтобы излить Свою Пречистую Кровь ради спасения плененного грехом творения, то есть пострадать и умереть уже на реальном Кресте Голгофы. Рождение Спасителя предполагает крестную смерть. В богослужениях предпразднства мы слышим эти мотивы.

«Всесовершенный раждается, яко Младенец пеленами повиваем, и Безначальный от Девы приемлет начало, обожити приятие иский: да радуется Небо, и да веселится земля», – в этом богослужебном тексте речь о тех ограничениях, которые претерпевает безграничный Бог, становясь младенцем.

«Избавление за мир истощити ныне Свою Кровь Христа грядуща, Ирод свирепствует убити прежде времене, неистовствуя прежде неистовства Пилатова…», – этот фрагмент текста канона на повечерии говорит о цели пришествия в мир Христа: пролить Свою Кровь на Кресте.

«Яко царскою багряницею, обложся плотию, ныне предгрядет от ложесн Твоих мира, Отроковице, Царь, сокрушив враги, яко силен, и умирив нашу бориму бывшую жизнь», – в этом отрывке канона мы видим: Христос сокрушает врагов Своей смертью.

Размышлениям об этой печальной грани праздника Рождества Христова отведено время постных дней предпразднства, в песнопениях самого праздника она не встречается, чтобы не омрачить радость торжества.

Канун Рождества Христова

Самым строгим днем Рождественского поста является последний его день, который принято называть сочельником. 6 января на трапезе благословляется сочиво или, иначе говоря, коливо. Это сладкая каша из вареных зерен риса, пшеницы или другой крупы. Вкушать ее положено в канун Рождества только после литургии, которая соединяется с вечерней. Церковный устав также предлагает употреблять коливо в дни памяти мучеников, других святых и в дни поминовения усопших. По мысли литургиста Михаила Николаевича Скабаллановича, в Рождественский сочельник сочиво «снедается в честь Святейшего из святых людей и Того, в Котором тотчас по рождении Его, по убеждению Православной Церкви, волхвы прозревали тридневного Мертвеца». На повечерии в сочельник положены ирмосы канона Великой субботы (служба погребения Спасителя) , наполненные, однако, рождественским содержанием: «Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя – в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

Литургическая особенность праздника

Сочельник называется также Навечерием. Существуют определенные правила, относительно схемы богослужений в этот день:

• если Навечерие выпадет на будний день, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы, а затем вечерня (которая относится уже к празднику Рождества) с литургией святителя Василия Великого. 7 января служится литургия святителя Иоанна Златоуста;

• если Навечерие совпадает с субботой или воскресением, то Царские часы переносятся на пятницу (литургия в этот день не совершается). 6 января совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, сразу после которой отдельно служится великая вечерня, относящаяся уже к празднику Рождества Христова. 7 января служится литургия святителя Василия Великого.

Кстати, в 2021 году Рождество Христово приходится на четверг, значит Навечерие на среду, следовательно, богослужения будут совершаться по первой схеме.

Интересно, что в случае, когда великая вечерня совершается отдельно (второй вариант), то на ней положено чтение Евангелия от Матфея (зачало 53). Это притча Спасителя о горчичном зерне, которое меньше других семян. Но именно из него вырастает большое дерево – символ Небесного Царствия. В другом Евангелии Христос (см. Ин. 12, 23-24) сравнивает Себя с зерном, которое если не умрет, то останется одно, а если умрет (будет посеяно), то принесет много плодов. Присутствие образа семени, которое должно быть погребено в земле, еще раз поднимает тему крестной смерти Иисуса Христа.

В сочельник Устав предписывает пост до конца вечерни, которая, однако, всегда служится утром в связке с литургией. После службы в центр храма выносится свеча, перед которой поется тропарь Рождеству Христову. После этого момента и разрешается вкушать постное сочиво. Полное разговение, естественно, положено после праздничной Божественной литургии.

Праздник Рождества Христова имеет перед собой два подготовительных воскресных дня – это неделя святых праотец и неделя святых отец. Они посвящены предкам Спасителя по плоти, а также всем ветхозаветным праведникам, ожидавшим Его пришествия.

Иерей Димитрий Трофимов

2020 г №24 (536) 23 декабря