В житии преподобного Антония Великого всё удивительно. Однако лично меня в свое время поразил такой момент: после того, как преподобный двадцать лет пребывал в полном затворе (предание говорит, что он замуровал себя в заброшенной воинской крепости с источником воды), он не был забыт. Наоборот: вокруг крепости собрались люди и так хотели видеть его, так жаждали его наставления, что однажды не выдержали и разобрали заграждавшие вход камни. Что хотели они увидеть, в чем состоит это притяжение святости?..
До нас дошли духовные поучения, письма преподобного Антония Великого, «Устав отшельнической жизни», «Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах». Повествования об этом святом есть в Добротолюбии, Древнем и Скитском патериках. Житие святого Антония было составлено вскоре после кончины преподобного его учеником, святителем Афанасием Александрийским. «Не почитайте невероятным, что рассказывали вам об Антонии,— пишет он, обращаясь к инокам, “пребывающим в чужих странах”, то есть за пределами Египта,— а вернее — оставайтесь в той мысли, что еще немногое только услышано вами». Получается, что и в то время, в том «монашеском царстве», которым являлась в IV–V веках египетская пустыня (во многом благодаря примеру Антония Великого), его подвиги казались удивительными, превышали обычные человеческие силы и разумение.
Кажется невероятным и тот факт, что и мы сегодня можем, благодаря книгам, слышать голос египетского пустынника. Он родился в 251 году, отошел ко Господу в 356?м, то есть нас разделяют семнадцать столетий! При том стремлении к уединению, которое всю жизнь проявлял преподобный, и полном отсутствии средств связи и коммуникации, к которым мы привыкли,— это просто чудо.
А дело, наверное, в том, что в поучениях Антония Великого — духовная сила апостольских посланий. Та же краткость, глубина и образность. Поэтому так ценили их его ученики и передавали многие столетия из уст в уста:
«Не заводи пустых речей и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтобы не зачерпнула им зла душа твоя.
Не кричи и не говори громко и скоро, ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха.
Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: прости меня, потому что смирение разрушает все козни врагов.
Чада мои: нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.
Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод.
Тщательно прилежи чтению Писания: это извлечет тебя из порочной жизни.
При наступлении каждого дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни, и сохранишь себя от грехов.
Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки.
Предстой всегда в присутствии Бога в истине и правде».
Святитель Феофан Затворник, который много потрудился над переводом и собиранием творений преподобного из разрозненных источников, признавался, что за день может перевести не более десяти строк подвижника. Значит ли это, что нам, современным христианам, читать это слишком трудно и неполезно? Сейчас ведь часто можно услышать: мы не монахи, мы миряне, зачем нам это? Ведь такой аскезе подражать невозможно… Подражать и не нужно. Но если не иметь представления ни о житии, ни о поучениях Антония Великого, думаю, можно так и не понять, что такое христианство, как в своей жизни исполнить заповеди. Кроме того, вспомним рассказ о преподобном Антонии из Добротолюбия — там как раз идет речь о монахе-отшельнике и мирянине, башмачнике.
«Святой Антоний молился в келлии своей и услышал глас, говоривший ему: “Антоний! Ты еще не пришел в меру такого-то башмачника в Александрии”.
Святой Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Он сказал: “Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро, почему, вставши утром с постели, прежде, чем сяду я за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в Царствие Божие за свои добрые дела; один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всею искренностью сердечною повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать”. Услышав это, святой Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру».
Многие высказывания преподобного звучат удивительно современно.
«В мире нет ничего твердого и постоянного, потому что нет ничего доброго. Дети презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жены оставляют мужей своих, мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши вместе со стариками теряют рассудок; старики вместе с юношами предаются порочным забавам. Между друзьями нет верности, и между братьями — любви. Люди в разговорах показывают друг к другу любовь, но в сердце питают друг к другу ненависть. Везде видны коварство и злоба, везде господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу отчет в своей жизни. От забвения Бога умножается между нами зло».
Этого древнего святого волновали те же вопросы, что и нас. Вот один из них, и сегодня из числа самых распространенных и больных: «Авва Антоний вопросил, говоря: “Господи! Почему одни немного живут — и умирают, а другие — живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?”. Тогда был к нему глас, глаголющий: “Антоний! Себе внимай! То — суды Божии, и тебе нет пользы знать их”».
Видимо, именно о нас и о нашем времени авва Антоний говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”,— потому что он не подобен им».
Очень интересны и точны его суждения о том, почему в людях ослабевают вера и ревность. «Душевные силы,— говаривал он,— тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия»; «Человек сластолюбивый ни на что доброе не способен».
К ученикам и адресатам своих писем (а значит, и к нам, читателям) преподобный обращается с исключительной любовью, называет их своими детьми:
«Антоний возлюбленным детям своим желает спасения от Господа. Я никогда не перестаю воспоминать о вас, члены Церкви Христовой. Я люблю вас любовию истинною, духовною. Всякая другая любовь непостоянна и исчезает, как ветр… Итак, познаем любовь Божию и будем соответствовать ей делами своими. Бог дал нам право быть сынами и наследниками Его и соучастниками наследия святых».
Почему же так стремились люди увидеть преподобного, общаться с ним лицом к лицу? Житие говорит, что когда беседовал с ними Антоний, «все тому радовались; в одних — возрастала любовь к добродетели, в других искоренялось нерадение, в иных — прекращалось самомнение». Господь многих исцелял и от телесных болезней по его молитвам. Но главное — преподобный Антоний обладал даром увеличивать в приходящих к нему ревность по Богу, любовь к подвижничеству и христианской жизни. Как важно это сегодня! И ведь для того, чтобы вступить в прямое общение с преподобным, сегодня не нужно разбирать стену. Достаточно просто открыть книгу.
Газета “Православная вера”, № 4 (480).
Наталья Горенок