Стать «своим» среди солдат

    Служение священника – дело непростое, служение в воинской среде – непростое вдвойне. Сегодня об этом расскажет наш гость, настоятель Ильинского храма на территории военной части № 73612, клирик Никольского храма Ульяновска, помощник командира по работе с верующими военнослужащими 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ВДВ ВС РФ иерей Павел Князькин.

    – Отец Павел, как Вы пришли к вере?

    – Семена веры во Христа были посажены еще во младенчестве. Мама не была глубоко религиозной женщиной, но, тем не менее, утром и вечером всегда совершала молитвенное правило, никогда не садилась есть без молитвы, никогда не заканчивала прием пищи, не помолившись. Всегда за все благодарила Бога.

    Я отчетливо помню момент, когда мне самому захотелось пойти в храм. Из учебника по истории древнего мира я узнал историю возникновения христианства. Слова о том, что Христос воскрес, и после этого Его ученики обрели веру, поразили меня. Тогда Господь вошел в мое сердце. Я прибежал к маме и спросил: «Это правда? Он действительно воскрес?» И мама ответила: «Да, все именно так».

    Мне было 11 лет, когда впервые пришел в храм сам, без родителей. Это было рождественское богослужение. С того времени я стал постоянно посещать церковь. Спустя пару месяцев батюшка заметил меня и взял в алтарь. Так в моей жизни появился наставник, который подарил мне детскую Библию, Евангелие, Закон Божий. После 11 класса я поступил в Нижегородскую семинарию.

    – Сложно ли было учиться в семинарии?

    – Учебу в семинарии вспоминаю только самыми добрыми словами. Было нелегко: на первом курсе приходилось нести много послушаний – постоянная работа на стройке новой трапезной, уборка там, послушания в храме. Я еще пел в семинарском хоре. Учиться было интересно.

    – Вы служили в армии?

    – Да, на третьем курсе меня забрали в армию. Я отслужил год в Нижегородской области, в поселке Мулино, в артиллерийских войсках. Срочная служба оставила свой след – любовь к военному делу. Это, вероятно, тоже стало одной из причин, по которой я попал служить в воздушно-десантные войска. Когда я вернулся со срочной службы, продолжил обучение в семинарии. Слава Богу, никогда не терял желание стать священником. В 2012 году я женился, и владыка Прокл рукоположил меня во диаконы на праздник Преображения Господня, а уже в день Успения Пресвятой Богородицы – во священника.

    – Некоторое время Вы были клириком Барышской епархии и возглавляли там комиссию по защите семьи и материнства. Расскажите об этом периоде.

    – Это тоже очень хорошая страница моей жизни – тогда происходило мое становление, и Господь посылал мне на жизненном пути замечательных наставников. Именно в Барышской епархии я познакомился с отцом Адрианом (Шитовым), который взял меня под свое крыло – наставлял, приезжал в гости на службы, всегда приглашал к себе.

    Служил я тогда в селе. Мы восстанавливали храм. Помогала очень хорошая команда людей, которых благословил на тот момент мой будущий духовный отец. Собственно, за это Бога особо благодарю – Господь мне послал очень серьезного духовного отца – архимандрита Иоанна (Барсукова), который в 92-летнем возрасте все еще несет свое служение.

    Однажды владыка Филарет благословил меня возглавить комиссию по вопросам семьи и материнства. Наверное, этому способствовала рекомендация отца Адриана как духовника епархии, потому что ему очень нравилось, что мы с матушкой везде вместе. Когда я возглавил эту комиссию, для меня открылся иной мир. Я был еще совсем молодым священником, на все смотрел через «розовые очки». Мне пришлось узнать много глубоких историй о том, что враг рода человеческого очень сильно борется с семьей. Браки разрушаются, а чада попадают в детские дома.

    – В 2017 году Вас назначили помощником командира по работе с верующими военнослужащими 31-ой отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ВДВ ВС РФ. Как это произошло?

    – Почти четыре года я нес служение в Барышской епархии. Потом оказался в Ульяновске и стал клириком Никольского храма. У меня появилось новое послушание – нести служение среди военных. Ранее бригаду окормлял протоиерей Павел Путилкин, но его назначили настоятелем Никольского храма. Поэтому служение в военной среде было предложено мне как священнику, который отслужил срочную службу, так или иначе общался с теми, кто проходил контрактную службу.

    Как проходит Ваше служение?

    – Служение в войсках – это самое тяжелое, чем мне приходилось заниматься. Но, с другой стороны, это самое благодатное и благодарное дело. Я действительно чувствую благодарность, которая идет от военнослужащих. Может быть, это связано с тем, что наша бригада в боевой готовности и постоянно участвует в тяжелых мероприятиях и учениях. Конечно, было сложно в самом начале, потому что для того, чтобы нести это служение, нужно стать «своим» для солдат, оставаясь, в первую очередь, священником. Служение в войсках началось, как это ни странно, с прыжка с парашютом для того, чтобы стать «своим». Конечно, сначала солдаты присматривались. Потом, после первой большой совместной командировки – мы уезжали на два месяца на учения в Забайкалье, – у солдат пропало ощущение, что я чужой. Они стали ко мне подходить с вопросами, общаться.

    Все дела начинаются с благословения и молитвы. Помимо самого важного – служения литургии на территории бригады – я беседую с солдатами, совершаю таинство Крещения, служу панихиды по погибшим воинам. В основном, служу в полях.

    – С какими трудностями приходится Вам сталкиваться по долгу службы?

    – Люди все разные. Есть нерелигиозные, есть те, кто исповедует разного рода неоязыческое, сектантское мировоззрение. С такими людьми несколько сложнее. Но, по большому счету, какого-то противодействия я не встречал ни от кого. Возможно, это еще и благодаря тому, что в нашей бригаде служит много мусульман, и есть имам, с которым мы часто вместе ведем работу. Вместе проводим беседы, показывая, что мы можем сосуществовать друг с другом. Многое в служении в войсках зависит от командного состава, от командира бригады. Слава Богу, сейчас уже на моей памяти четвертый командир, и все они хорошие, верующие люди. Это видят офицеры, солдаты и берут пример.

    – Какими качествами, на Ваш взгляд, должны обладать молодые священники на сегодняшний день?

    – Современный священник, в первую очередь, конечно же, должен обладать верой и желанием поделиться светом Христовой истины с другими людьми. Ведь миссия Церкви со временем абсолютно не меняется. Нужно жить в простоте, общаться с людьми о вере, не отвергая тех, кто приходит. Молодой священник должен обязательно любить Слово Божие. Ему следует быть терпеливым и знать, что ему придется нести не только свой крест, но и бремена других людей. Нужна жертвенность. Молодой священник никогда не должен оставлять молитву, непрестанно учиться ей.

     

    Беседовал Сергей Николаев

    № 14 (550) 28 июля 2021 г.