Равные апостолам

    Перед Cвоим Вознесением Иисус Христос заповедовал ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Как Бог Отец послал Сына Cвоего в мир, для совершения дела спасения человечества от греха и смерти, так Иисус Христос, воплощенный Сын Божий, посылает апостолов в мир с евангельской проповедью.

    «Апостол» с греческого языка и переводится как «посланник», «вестник». Ядро общины учеников Спасителя составляли 12 апостолов, которые постоянно сопровождали Его во время общественного служения, были свидетелями чудес, совершенных их Учителем, пережили страшные события ареста, казни и Воскресения Христа.

    Господь в дни земного служения посылал апостолов в палестинские города с проповедью израильскому народу о пришествии Царства Небесного. После Вознесения миссия стала вселенской – проповедь о Христе была обращена не только к богоизбранному народу, но ко всем людям без исключения. После Пятидесятницы, когда на апостолов сошел обещанный Спасителем Дух Святой, на земле была основана Церковь Христова, становясь членами которой, каждый человек имеет возможность приобщиться спасительным плодам искупительной жертвы Иисуса Христа. В служении апостолов содержались все дары, которыми Святой Дух наделил Церковь. И сейчас православные епископы поместных Церквей указывают на непрерывную цепь рукоположений, восходящую к тому или иному апостолу как на свидетельство истинности провозглашаемого учения и преемства все тех же благодатных даров.

    Шло время. Большинство апостолов за свою проповедь были убиты. Однако Церковь расширялась. Все большее количество народов принимало весть о Христе. Постепенно помимо апостольского чина стал формироваться чин святости равноапостольных. В чем отличие святых, прославленных в этом чине, от апостолов?

    Из самого названия лика святости – «равноапостольные» – видно, что Церковь приравнивает подвиг ряда святых, потрудившихся на поприще евангельской проповеди, к апостольскому. Они обратили в христианство целые народы либо создали условия для проповеди Евангелия на языке, понятном представителям нехристианской культуры.

    Самое очевидное отличие двух чинов святости – хронологическое. Как правило, деятельность большинства равноапостольных приходится на время, когда ученики Христа уже покинули этот мир. Исключением является Мария Магдалина, которая была современницей Иисуса Христа. Лик апостольский, как и их служение, уникален – других апостолов быть не может. Могут быть лишь равные им, когда равенство берется по одной из граней их служения. Как правило, это дело проповеди и организация церковных общин. Апостол оставлял после себя местную христианскую общину во главе с епископом и уходил с миссией дальше.

    Выделяют несколько типов равноапостольного служения:

    • святые правители, благодаря которым подвластные им народы приняли крещение или христианство стало основным вероисповеданием в государстве. Это, например, римский император Константин Великий или великий Киевский князь Владимир – креститель Руси;
    • священники-миссионеры, ставшие затем епископами на территории, где они проповедовали. Их служение заключалось не только в Благовестии, но подразумевало организацию христианских общин, рукоположение священников из того народа, к которому была обращена проповедь, перевод Священного Писания и богослужебных книг на язык просвещаемого народа. Такими были равноапостольные святители Мефодий, просветитель славян, и Николай, проповедовавший христианство в Японии;
    • святые равноапостольные жены, которые проповедовали о Христе, что послужило к обращению в христианскую веру значительного количества людей в той или иной местности. Например, святая Нина, просветительница Грузии.

    Пока существует на земле Церковь, будет продолжаться свидетельство о Христе. Мир, благодаря современным технологиям, стал подобен одной большой деревне, где все друг друга знают, а новости быстро распространяются. Распространяется и весть о Спасителе. Однако и сейчас на земном шаре есть племена, живущие в диких лесах первобытной жизнью, прекрасно обходящиеся без «благ» цивилизации. Кто знает, может когда-нибудь и они познают свет истины Христовой.

     

    Равноапостольная Мария Магдалина (I век)

    Одна из жен-мироносиц, которая удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Спасителя. Родилась в местечке Магдалы в Галилее. С юности страдала тяжким недугом. Через болезнь святая обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и непоколебимую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Спаситель изгнал из святой Марии семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

    Служа Господу в дни Его земной жизни, она хотела послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив Его, по еврейской традиции, миром и ароматами. Именно мироносицу Марию Магдалину Воскресший Христос послал с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам об увиденном – «Христос воскрес!» Как первая благовестница Воскресения Спасителя, святая признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии – главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

    Святая мироносица благовествовала не только в Иерусалиме, но и в Риме. Затем отправилась в Ефес (Малая Азия), где помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

    День памяти равноапостольной Марии Магдалины – 4 августа.

     

    Равноапостольная Апфия Колосская (I век)

    Святая упоминается в Послании апостола Павла к Филимону. Исходя и поминания, святитель Иоанн Златоуст считает ее женой апостола Филимона, это мнение вошло в церковную традицию. Святая Апфия вместе со своим мужем несла подвиг в Колоссах (Малая Азия), где согласно житию, составленному святителем Димитрием Ростовским, «она устроила в своем доме церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться».

    Приняла мученическую кончину вместе с мужем.

    День памяти равноапостольной Апфии – 5 декабря.

     

    Равноапостольная Фекла (I век)

    Родилась в городе Иконии (Турция), была дочерью знатных родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили юноше из влиятельной семьи. Услышав проповедь апостола Павла о Спасителе, девица всем сердцем возлюбила Господа и твердо решила не вступать в брак, а посвятить жизнь евангельской проповеди. Обручник девушки пожаловался правителю города на апостола Павла, обвинив его в том, что ученик Христа отвратил от него невесту. Правитель заключил апостола в темницу. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила решения. Тогда ее мать потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и та была приговорена к сожжению. Святая бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, и пламя не коснулось ее.

    Святая дева покинула город и отыскала апостола Павла. Вместе с ним она прошла с проповедью Евангелия до Антиохии, где была осуждена на смерть, но в итоге осталась невредимой. По благословению апостола Павла святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской (Турция, побережье Средиземного моря)и прожила там много лет, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой.

    Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде равноапостольным царем Константином. Имя святой Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.

    День памяти равноапостольной Феклы – 7 октября.

     

    Равноапостольная Нина (III-IV века)

    Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. С малых лет она всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, неверующих в Него. После того, как отец девушки ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, будущая угодница Божия была отдана на воспитание благочестивой старице. Она часто рассказывала святой Нине об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране. После этих рассказов девушка захотела посетить Иверию и просветить ее жителей светом Евангелия.

    Желание это усилилось, когда однажды ей явилась Матерь Божия, вручающая крест из виноградных лоз. Спустя некоторое время девушке пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения.

    Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно влияли на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли Крещение.

    После многолетних подвигов святая мирно отошла ко Господу. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой.

    День памяти равноапостольной Нины – 27 января.

     

    Равноапостольные царь Константин и царица Елена (III-IV века)

    Святой равноапостольный царь Константин Великий в 306 году стал императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора стало провозглашение в подвластных ему странах свободы исповедания христианской веры. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Для этого он отправил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену.

    Находясь в Палестине, она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от следов язычества, и воздвигнуть там христианские храмы. Святая Елена отдала найденный Животворящий Крест на хранение Патриарху. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.

    В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал Пасху и вскоре занемог. На закате дней он принял Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью.

    День памяти равноапостольных Константина и Елены – 3 июня.

     

    Равноапостольный царь Борис Болгарский (IX век)

    Родился в IX веке и был воспитан в язычестве. Христианской вере его научили сестра и дядя, который и предсказал племяннику его подвиг.

    Придя к власти в 852 году, царь Борис обратился к латинским миссионерам, поскольку в то время Болгария заключила военный союз с франками против моравского князя. Но спустя время пришел к осознанию духовного и культурного превосходства Византии. Тогда он попросил императора Михаила III крестить его самого и весь болгарский народ.

    Царя крестили с великим торжеством. Его нарекли в честь крестного отца императора Михаила. Вслед за болгарским царем обратилась большая часть народа.

    В 888 году царь Борис отрекся от престола и ушел в монастырь. Но когда его сын Владимир начал разрушать все созданное отцом и поощрять язычество, он сменил монашескую одежду на военную. Лишил Владимира трона, посадив вместо него младшего сына Симеона. Восстановив порядок, вернулся в монастырь и всю оставшуюся жизнь провел в подвиге молчания и в молитве.

    День памяти равноапостольного Бориса – 2 мая.

     

    Равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX век)

    Просветители славян происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, он принял монашество. Святой Константин (мирское имя монаха Кирилла) в совершенстве постиг все науки и несколько языков. Однажды император вызвал братьев и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к благовествованию. Там святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами, и человека, говорящего по-русски», и стал учиться у него читать и говорить на его языке. После этого братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение.

    Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать в их страну учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина. С помощью брата и учеников он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение.
    За 50 дней до смерти Константин принял монашеский постриг с именем Кирилл.
    После кончины брата святой Мефодий еще 15 лет нес подвиг проповеди слова Божия в сане архиепископа Моравии и Паннонии.

    День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – 24 мая.

     

    Равноапостольная княгиня Ольга (X век)

    «Начальница веры» и «корень Православия» – так издревле называли на Руси княгиню Ольгу. В таинстве Крещения она удостоилась имени святой равноапостольной царицы Елены. Подобно небесной покровительнице, княгиня стала проповедницей христианства на необъятных просторах Руси. Ее апостольские труды встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Святая Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил ее повсеместное почитание на Руси еще в домонгольскую эпоху.
    День памяти равноапостольной княгини Ольги – 24 июля.

     

     

     

     

     

    Равноапостольный князь Владимир (X-XI века)

    Летописцы не жалеют черных красок, изображая князя Владимира до принятия им христианства. Он был убежденным язычником и ревностным противником христианства. Однако его языческая реформа – попытка создать один общий для всех пантеон богов, потерпела поражение.

    Летопись рассказывает о том, что до принятия православной веры князь общался с послами от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший князя Владимира в преимуществах православного вероучения. Он избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения.

    В 988 году князь Владимир принял Крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» С принятием христианства жизнь князя полностью изменилась. Он приказал уничтожить все изваяния, которым поклонялся народ. Ранее коварный и жестокий, князь начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что потребуется.

    День памяти равноапостольного князя Владимира – 28 июля.

     

    Равноапостольный Косма Этолийский (XVIII век)

    Святой родился в 1714 году в Этолии, Греция. Сначала он получил образование на родине, а затем завершил его на Афоне.

    Оставшись на Святой Горе в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин, а затем рукоположен в иеромонаха.

    Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Начал подвиг он в столице и окрестных селениях, затем проповедовал в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, на острове Святой Мавры и в других местах. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу.

    По наставлению святого Космы в селах открывались церковные училища, создавались приюты и церкви. 25-летний подвиг равноапостольного Космы завершился мученической смертью в августе 1779 года в Албании.

    День памяти равноапостольного Космы Этолийского – 24 августа.

     

    Равноапостольный Николай, епископ Японский (XIX-XX века)

    Архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в Смоленской губернии.

    Блестяще окончил Смоленскую духовную семинарию и был принят в Петербургскую духовную академию.

    Уникальность личности святителя Николая в том, что он один смог основать в далекой от родины стране, где за принятие христианства по закону полагалась смертная казнь, отдельную Поместную Церковь. Авторитет святителя оказался настолько высок, что перед ним преклонялись не только христиане, но и язычники.

    После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением и известностью, как владыка Николай, глава Русской Духовной Миссии.

    10 апреля 1970 года Русская Православная Церковь причислила архиепископа Николая к лику святых. «Самые эти факты, – пишет митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Антоний (Мельников), – имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывном возрастании Церкви как Царствия Божия. Самое же наименование “равноапостольный” говорит о непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской апостольской». 

    День памяти равноапостольного Николая Японского – 16 февраля.

     

    Подготовили иерей Димитрий Трофимов, Ксения Манякова, Анна Фролова

    № 14 (550) 28 июля 2021 г.