«А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 34-40).
После того, как Спаситель посрамил Своим ответом саддукеев, не признающих воскресение мертвых (см. Мф. 22, 23-33), следующий вопрос Ему задали фарисеи. Они враждовали с саддукеями, и ответом Иисуса были довольны. В параллельном месте Евангелия от Марка читаем, что одному из фарисеев понравился ответ Иисуса и он захотел знать Его мнение о споре, который тогда волновал фарисейскую среду: какая заповедь в Законе является важнейшей?
Ко времени пришествия Иисуса Христа закон Моисеев оброс большим количеством толкований, норм и правил, запомнить которые было трудно. Поэтому появилась тенденция выделить самое главное. Что важнее: не убивать человека или отдавать десятину с мяты и тмина?
Один из примеров сведения закона к общему принципу мы встречаем в Нагорной проповеди: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) – так называемое «золотое правило Евангелия». Этот принцип был известен не только в иудейской культуре, но и в языческой. Китайский философ Конфуций определил правило поведения для человека одним словом: «Взаимность. Чего не хочешь для себя, того не делай другому». А афинский ритор Исократ учил: «Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим».
Примечательно, что Спаситель, в отличие от древних формулировок этого правила «не делай», выражает его в положительной форме – «делай». Это существенно расширяет его: одно дело воздерживаться от злых поступков в отношении ближнего, совсем другое – совершать добрые. В этом случае позиция Христа более активная.
Свой ответ фарисею Господь начинает с цитирования заповеди из книги Второзакония: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6, 4-5). Здесь от человека требуется полная самоотдача Богу. Это не могло вызвать возражений у вопрошавшего фарисея.
Спаситель, однако, добавляет к этой заповеди еще одну: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта заповедь также находится в Пятикнижии Моисея, в книге Левит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). Следует отметить, что в приведенной цитате из книги Левит под ближним подразумевается соплеменник – израильтянин. На инородца, язычника, представителя другой религии и культуры она не распространяется.
Однако мы видим, что по сравнению с текстом книги Левит, Иисус Христос сокращает фразу, опуская выражение «не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего». Таким образом, Господь выражает волю Божию, указывая, что любовь к ближнему не должна зависеть от его религиозной или национальной принадлежности, потому что любовь, которую являет последователь Христа, – это образ той любви, которой Бог любит каждое Свое создание.
Даже в строгой монашеской литературе, а именно в рассказах о преподобном Макарии Великом, мы встречаем эту мысль Христа, показанную как принцип, которым руководствовался святой:
«Однажды святой Макарий Великий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, уйдя вперед, повстречался с языческим жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой обрубок дерева. Ученик крикнул ему: “Куда бежишь, демон?” Жрец, рассердившись, побил его жестко, оставив едва дышащим, и снова поспешно продолжал свой путь.
Пройдя немного, он встретился с Макарием, который приветствовал его так: “Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!” Жрец, удивившись, отвечал: “Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?” Старец сказал: “Я приветствовал тебя, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то”. Жрец отвечал на это: “От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. Напротив, другой, окаянный монах, повстречавшись со мной, обругал меня; за то я побил его”.
С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: “Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом”. Они пошли вместе. Дойдя до того места, где лежал избитый монах, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец языческий идет вместе с Макарием Великим, очень удивилась этому. Жрец принял христианство, а потом и монашество. Наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к христианству. По этому поводу авва Макарий сказал: “Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей”».
Господь отвечает на вопрос: «Какая заповедь наибольшая в Законе?» Но при этом Он называет две заповеди. Здесь нет противоречия. Дело в том, что две заповеди, любви к Богу и любви к ближнему, настолько тесно связаны между собой, являя одну заповедь любви. Ведь, по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). Именно Бог и есть конечная, непреложная инстанция, которая определяет законы бытия!
В рассмотренном отрывке Господь Иисус Христос показывает изначальный замысел Божий о человеке, который заключается в том, чтобы все творение было проникнуто любовью как главным качеством, которое отражает образ Божий – источник любви.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 14 (550) 28 июля 2021 г.