В Ульяновской области находится секта под руководством «схимитрополита Зосимы», якобы от РПЦЗ (на самом деле он самосвят), который объявил себя царем и патриархом. Это еще полбеды, но он заставляет людей подписывать ему присягу, запугивая их тем, что только так они могут спастись. Якобы ему являются Архангел Михаил, Матерь Божия и т.п. и говорят ему, что он царь и патриарх. Этот лжецарь «стрижет в монашество» и «рукополагает в священников, епископов и митрополитов», как говорится, налево и направо, абсолютно случайных людей.
Сам «схимитрополит Зосима», по словам многих очевидцев, побывавших в этой секте, запойный алкоголик и в запоях проявляет агрессию. Дважды судим, отбывал срок 9 лет (как говорят, за педофилию), образования нет.
У лжесхимитрополита Зосимы есть сайт. Люди продают квартиры и отдают деньги этим мошенникам. Сколько еще душ они погубят, пока ими займутся… Очень прошу, займитесь этой сектой.
С уважением, Наталия Евгеньевна
Отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин
Уважаемая Наталия Евгеньевна! Я вполне разделяю Ваше беспокойство о том, что на территории Ульяновской области, в Мелекесской епархии, действует сектантское новообразование. Такого рода секты, действительно, как раковая опухоль. «Схимитрополит Зосима» и его «соратники» не имеют никакого отношения к Православной Церкви. Однако мы живем в свободной стране, и сегодня никто никому не может запретить верить во что угодно, надевать на себя священнические одежды и что угодно проповедовать в интернете. Тому есть масса примеров. Например, так называемые секты «богородичников», «царебожников» и прочие, которые называют себя православными или носителями «новой чистой православной веры».
Нельзя сказать, что на эту сектантскую общину никто не обращает внимания. С ней боролись в Тульской области, где она действовала раньше, — и сектанты вынуждены были оттуда уехать. И здесь, в Ульяновской области, мы пристально следим за ситуацией. Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор неоднократно обращался в правоохранительные органы и общественные организации. Но пока не доказано совершенное каким-то человеком правонарушение или преступление, привлечь его к ответственности невозможно.
Противостоять подобным сектантским образованиям можно только двумя способами. Нам, духовенству, разъяснять прихожанам, что такое секта, пусть даже под маской Православия, чем она отличается от Церкви. И второй способ, для пострадавших от этой секты и их родственников, — обращаться в правоохранительные органы.
Приведу несколько примет, которые могут помочь верующему человеку распознать секту.
Существование любой секты основано на лжи. Есть много доступных свидетельств о том, что «схимитрополит Зосима» — самозванец, он не был рукоположен ни в Русской, ни в Зарубежной Православной Церкви (сам он ссылается на рукоположение в той части РПЗЦ, которая находится в расколе, однако руководство этой организации уже выступило с публичным опровержением этого факта).
Основная черта Церкви — внутреннее единство, соборность, основанные на Евангелии. Основная черта любой секты — противопоставление себя Церкви и всему миру («только здесь, только у нас спасение, все остальные отступники»).
В современном мире многие уже привыкли к таким вещам. Например, как люди чаще всего подают себя политической борьбе? — Через поливание грязью оппонентов («только я хороший, а все остальные обманщики и негодяи»). То же самое происходит в секте. И, к сожалению, находятся те, кто верит человеку, который себя объявляет самым праведным и чистым, а других обвиняет во всех возможных грехах. Однако такая позиция — классическая примета тоталитарной секты. Об этом надо знать, это надо хорошо понимать.
Самое главное, о чем хочется сказать, — нам, христианам, надо читать Евангелие. Читать постоянно, буквально напитываться его духом. Я убежден, что тот, кто знаком с Евангелием, с книгами святых отцов, просто не сможет смотреть и слушать в интернете этого Зосиму с его угрозами, снами, видениями, никому не ведомыми дикими «чудодейственными» средствами, которые он противопоставляет таинствам Церкви.
Преподобный Симеон Новый Богослов еще в IX веке писал о том, что лжестарцы и лжедуховники существуют потому, что находятся люди, которыми эта лжедуховность востребована. Мне кажутся очень верными также слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что мир жаждет актеров, идет за ними, так как именно актерство воспринимает как нечто самое настоящее, подлинное. То есть и в древности, и во времена епископа Игнатия, в середине XIX века, духовное «актерство» было очень популярно. Что уж говорить о нашем времени, когда на людей обрушивается вал самой разной информации, а настоящее, подлинное духовное просвещение почти отсутствует…
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин., 4, 1), — говорит апостол. Духовенству надо прилагать усилия, чтобы учить, а прихожанам — чтобы научиться истинной вере. Только имея надежные евангельские критерии, можно верно оценить ситуацию и понять, какого духа человек перед тобой.