Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / На пути к яслям Спасителя

    На пути к яслям Спасителя

    День накануне праздника Рождества Христова называется Рождественским сочельником или навечерием. Это особый, заключительный период Рождественского поста, в который верующие собирают свои внутренние силы, чтобы в святости и чистоте встретить пришествие в мир Спасителя.

     

    Церковный Устав имеет особые правила относительно богослужений в сочельник. Возможны два варианта, которые зависят от того, на какой день выпадает сам праздник.

    Если Рождество Христово приходится на любой день со вторника по субботу, то навечерие, соответственно, выпадает на будний день (с понедельника по пятницу). Тогда утром в навечерие совершаются Царские часы, изобразительные, великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого. В сам праздник Рождества Христова служится Литургия святителя Иоанна Златоуста.

    Если же Рождество Христово придется на воскресенье или понедельник, то навечерие, соответственно, выпадет на субботу или воскресенье. В этом случае богослужения группируются иначе. В пятницу утром Литургия не служится, но совершаются Царские часы с изобразительными. В навечерие служится Литургия святителя Иоанна Златоуста и великая вечерня, а в сам праздник – Литургия святителя Василия Великого.

    В 2023 году навечерие Рождества Христова выпадает на пятницу – значит, богослужение будет совершаться по первому варианту.

     

    Трижды в году

    Чин Царских часов положен только три раза в году: в канун Рождества Христова и Богоявления, а также в Великую Пятницу.

    Царские часы – это очень торжественное богослужение. Они совершаются при открытых царских вратах, через которые священник выносит на середину храма Святое Евангелие. В начале каждого часа (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) совершается каждение; на каждом часе положены чтения из книг Ветхого Завета (паремии), Апостольских посланий и Евангелия, а также поются особые праздничные стихиры. Псалмы и отрывки из Священного Писания специально подобраны по случаю празднуемого события, иногда ради всего лишь одной пророческой фразы.

     

    История названия богослужения

    Царскими часы называются потому, что в древней Византии они совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю и Патриарху. Царские часы Великой Пятницы послужили образцом для составителей Царских часов Рождества Христова и Богоявления. Создание часов Великой Пятницы приписывают святителям Софронию Иерусалимскому и Кириллу Александрийскому, а часов Рождества и Богоявления – святителю Софронию Иерусалимскому. Эти святые составляли отдельные песнопения, которые вошли в последование часов, а также занимались редактированием уже существовавшего чина, первоначальный автор которого неизвестен. Название «Царские часы» встречается в славянских рукописях XVI–XVII веков.

    Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собой. Эти богослужения призваны изобразить обстоятельства и смысл вспоминаемых праздничных событий.

     

    Из чего состоят Царские часы?

    Порядок Царского часа в общих чертах таков: читаются три псалма (один постоянный для данного часа, два других – заменены ради праздника), поются тропарь предпразднства и стихиры, затем читаются паремии, Апостол и Евангелие, молитвы от «Трисвятого» до «Отче наш» и кондак предпразднства. Окончание часа обычное, как и на вседневных часах.

    Например, в 1-м часе сохраняется 5-й псалом, а псалмы 44-й и 45-й добавлены. 44-й псалом является мессианским – содержит пророческие указания на Христа. Так, святитель Афанасий Александрийский в своем толковании каждый стих 44-го псалма связывает со Спасителем. Объясняя стихи псалма «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки», святой видит в них предвечное рождение Сына Божия (Слова) от Бога Отца, а также сладость проповедуемого Христом учения. Кроме того, многие стихи 44-го псалма используются в богослужениях на праздники Пресвятой Богородицы – Матери Сына Божия.

    Паремия этого часа содержит пророчество Михея о рождении Спасителя в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).

    Апостольское чтение взято из Послания к Евреям (Евр. 1, 1-12) и говорит об участии Сына Божия в творении мироздания, Его превосходстве над ангелами. Начинается отрывок так: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя».

    Отрывок из Евангелия от Матфея рассказывает о явлении ангела Иосифу Обручнику, сомневающемуся в целомудрии Девы Марии, а также о рождении Младенца Иисуса.

    На великой вечерне, которая в навечерие соединяется с Литургией святителя Василия Великого, читаются восемь паремий праздника. После 3-й и 6-й паремии исполняются особые тропари с припевами, которые попеременно поют чтец, духовенство в алтаре и хор. Такое большое количество паремий с тропарями и припевами встречается только три раза в году: на важнейшие праздники – Рождество Христово, Богоявление – и в Великую Субботу.

     

    Особенности богослужения сочельника

    Далее вечерня переходит в Литургию святителя Василия Великого. Для внешнего наблюдателя эта Литургия мало чем отличается от привычной Литургии святителя Иоанна Златоуста. Однако тайные молитвы, которые читает священник в алтаре, различаются. На Литургии святителя Василия они более пространные, поэтому хор поет песнопения протяжнее. После богослужения совершается чин славления праздника: духовенство выходит на середину храма, перед праздничной иконой ставится свеча, поются тропарь и кондак Рождества. Светильник символизирует Вифлеемскую звезду.

    Вечером накануне праздника совершается всенощное бдение, которое состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа.

    Богослужения навечерия Рождества Христова вводят человека в непередаваемую, таинственную атмосферу святости приближающегося праздника. Каждый христианин по возможности должен побывать на этих службах.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 24 (584) 28 декабря 2022 г.