В сокрушении о содеянном

    В Ветхом Завете помещена особая книга, состоящая из 150 текстов, – это Псалтирь. Именно псалмы являются ядром службы: из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются эти тексты. Самым известным из всех псалмов для православных христиан является 50-й. Многие верующие знают его наизусть.

    Этот псалом используется за богослужением гораздо чаще остальных. Пятидесятый псалом прочитывается на третьем часе, в чинопоследовании таинства Исповеди, во время каждения священником или диаконом храма перед началом Божественной литургии, во время таинства Елеосвящения (Соборования), перед началом молебного пения на благое дело, на утрене. Если совершается всенощное бдение, 50-й псалом не читается, а поется хором.

     

    Прошение священника

    Фрагмент этого текста присутствует и в самом центре христианского богослужения – на Евхаристии. Непосредственно перед главным моментом таинства – пресуществлением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы – священник трижды произносит с воздетыми руками следующие слова: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый; Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся!». Это сугубая, усиленная просьба о совершении Богом милости – схождении Благодати Святого Духа на хлеб и вино и через них, пресуществленных в Тело и Кровь Христовы, на всех, кто приступит к Евхаристической Чаше. Между этими тремя прошениями остается две паузы, которые традиционно заполняют два стиха из пятидесятого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»; «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Их произносит диакон, а если его нет – священник. Мы видим, что смысл трехкратного прошения священника и стихов псалма один. Это просьба о схождении Благодати Святого Духа и духовного обновления, через которое и возможно вечное спасение человека. А еще просьба о том, чтобы Бог не отверг прошения. Это очень красивый и глубокий момент богослужения, который необходимо переживать предельно сосредоточенно и благоговейно.

     

    Воин, царь, псалмопевец

    Почему же создатели христианского богослужения при всей любви к Псалтири в целом выделяют именно этот псалом? Ответ кроется в истории его создания.

    Церковная традиция называет автором псалма царя и пророка Давида, жившего за тысячу лет до Рождества Христова. Псалмопевец Давид – удивительный человек. Бесстрашный воин, успешный правитель и полководец, который после нескольких веков унижений и притеснений народа израильского от враждебных соседей покоряет их всех и создает империю. Неслучайно его преемник Соломон считался сказочно богатым – это во многом заслуга завоеваний его отца. В то же время царь Давид был поэтом, музыкантом, молитвенником. Именно он после многих позорных для израильтян лет равнодушного отношения к главной святыне – скинии торжественно перенес ее в свою новую столицу – Иерусалим. Этот город при царе Давиде стал религиозным и политическим центром Израиля.

     

    Страшный грех

    Однажды пророк Давид совершил подлый и низкий поступок. Когда правитель обозревал с крыши дворца свою новую столицу, то увидел (скорее всего, в окне) купающуюся женщину необычайной красоты. Царя охватила неодолимая страсть. Ту женщину звали Вирсавия, она была женой воина Урии Хеттеянина, которого царь знал и ценил. Правитель тайно вступил в связь с Вирсавией, и та вскоре забеременела. Еврейское общество строго карало женщин за прелюбодеяние. Давид не желал зла семье Урии, потому вызвал с поля сражения своего воина в небольшой отпуск. Правитель надеялся, что Урия, навестив жену, будет уверен, что ребенок его. В противном случае Вирсавии грозила казнь. Но воин, будучи благочестивым человеком, отказался вступить в связь с супругой до окончания войны. Тогда царь Давид и решился на подлость: он поручил своему главному полководцу Иоаву поставить Урию в самый опасный участок битвы, а затем оставить его там одного. Иоав отлично справился с заданием царя – Урия погиб в битве. Давид взял Вирсавию в жены и выглядел в глазах подданных как милосердный господин, который принял под свой кров молодую вдову.

     

    Глубочайшее покаяние

    Вскоре царя навестил пророк Нафан, обличивший Давида с помощью притчи. Когда правитель поразился жестокости богача из притчи, который убил бедняка, чтобы отобрать его единственную овечку, пророк дерзновенно сказал: это ты. И объявил, что в семье царя не будет мира. Пророки часто обличали царей, и почти всегда это приводило их к гибели. Давид же, услышав обличение, осознал всю глубину своего падения. В это же время заболел и скончался его новорожденный сын от Вирсавии. Тогда в душе царя Давида произошел глубокий переворот от страшного греха к глубочайшему покаянию. Это событие и было отражено в 50-м псалме.

    Молитвословие учит нас покаянию как самому верному настрою, с которого начинается настоящий путь человека к Богу. Пятидесятый псалом написан не только про древнего царя Давида, но про всех нас, с точностью до последнего слова. Все мы удобопреклонны к греху с момента зачатия. Каждый из нас стоит на краю вечной гибели. Нужно лишь осознать это и ужаснуться. И тогда придет понимание: Единственный, Кто может нас спасти, — это Господь Бог. Только Он может обновить и исцелить. И вот тогда в глубине души родится покаянный плач и просьба о милости, созвучные словам царя Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»; «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

    50-й псалом прекрасно помогает помнить о борьбе с главным и опаснейшим грехом – гордыней. Воздействие этого молитвословия на человеческую душу очень велико, – потому 50-й псалом и стал самым известным и часто используемым за богослужением, в том числе за таинством Евхаристии.

     

    Иерей Никита Рыбаков

    №1 (585) 11 января 2023 г.