Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского, который закончил жизнь свою мученически — он был умерщвлен по повелению царя Ивана Грозного.
У этой истории много разных толкований. Некоторые утверждают, что святитель был против возвышения царского трона и поддерживал бояр, которые во времена расцвета феодализма на Руси имели большие политические полномочия и контролировали целые земли Русского государства. А Иван Грозный, желая создать единое мощное Русское государство, боролся с сепаратизмом феодальных владык — для того чтобы Русь, став единым государством, могла противостоять Западу. Уже тогда, задолго до Петра I, Иван Грозный обратил свои взоры к Балтийскому морю, понимая, что выход на Балтику означает выход за рубеж, на Запад. А все это требовало от России силы, и не только военной, но силы духовной; и потому царь Иван Грозный, будучи человеком благочестивым, очень многое делал для укрепления церковной жизни. Но по природе свой он был вспыльчив и подозрителен, и именно эти отрицательные черты и привели к трагедии в Тверском Отрочем монастыре, где проживал святитель Филипп.
Дошли до царя слухи, что святитель задумал недоброе, что он вместе с боярами хочет противостоять централизации власти и особой миссии, которую царь Иван Грозный на себя возложил. И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся. Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки. Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов.
Вот такая трагическая история. Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела. У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную.
Все эти требования сегодня в достаточной мере осуществляются, и Церковь, будучи духовной силой, оказывающей большое влияние на жизнь народа, не вмешивается в политические процессы, не выступает за одних против других. Потому что всякое участие в такого рода действиях влечет за собой разделение людей, а Церковь призвана соединять всех вне зависимости от политических убеждений, от национальности, от историософских взглядов и т.д. Церковь — это мать, и двери храма открыты для всех. Именно как таковая Церковь и представляет особое значение для жизни народа, а в определенном смысле — и для жизни государства.
Вот и сегодня хорошо известно, как с разных сторон — и из-за рубежа, и из самой России — стараются повлиять на Церковь, чтобы она заняла ту или иную политическую позицию, кого-то осудила, кого-то поддержала. Чаще всего эти требования связаны с политическими симпатиями и антипатиями тех, кто обращается к Церкви с подобными предложениями. Всем тем, кто поступает так, мы вновь и вновь скажем: Церковь старше, чем государство, и Церковь всегда со своим народом. Главная миссия Церкви заключается в спасении человека. А что происходит в сердце спасающегося? Оттуда исторгаются грех, злоба, коварство — все то, что, преломляясь в политике, наносит колоссальный вред государству и народу. Поэтому, не входя в политический процесс, не участвуя в политической борьбе, Церковь через воспитание народа оказывает самое благоприятное воздействие на формирование народного тела, просвещенного благодатью Божией и стремящегося к созиданию Отечества, а не к его разрушению.
Все эти мысли приходят в голову здесь, на этом месте, где митрополит Филипп не дал благословение грозному царю. Еще раз: не потому, что он был в оппозиции, как наверняка подумал Иван Грозный, — в оппозиции к нему было боярство, — а потому что царь в то время чинил беззаконие, умерщвляя через опричнину многих и многих людей, можно сказать, терроризуя свой собственный народ. И вот, стоя на том же месте, где я стою сейчас, святитель Филипп не дал благословения царю, за что и был умерщвлен, а память его хранится в Церкви, он причислен к лику святых. <…>
Такова история, и она учит нас прежде всего тому, что Церковь всегда должна провозглашать правду Божию. Меняются политические вкусы, симпатии, антипатии, формируются различные политические группы, коалиции, партии, у каждого своя цель, каждый идет своим путем. А Церковь вне всякой партии, потому что само слово «партия» означает часть, то есть часть целого. А Церковь не часть — она для всего народа, и потому никакие симпатии в отношении тех или иных политических сил не могут быть официально провозглашены как церковное учение и не могут официально провозглашаться в церковной проповеди. А что может провозглашаться? И кого Церковь может и должна поддерживать? Всех тех политиков или общественных деятелей, которые ратуют за единство всего нашего народа, за единство нашей Церкви, за подлинную независимость страны от различных могущественных сил, будь то на Востоке, или на Западе, или в иных местах нашей планеты. Потому что Церковь опасается, что политическая зависимость может оказать отрицательное воздействие на духовную жизнь, как бывало в прошлом. Именно поэтому Церковь поддерживает подлинную независимость и все деяния власти, направленные на сохранение этой независимости от политических сил, находящихся вне нашей страны. И это не означает участия в политике — это означает заботу о благополучии людей, о сохранении нашей подлинности, о сохранении веры православной и тех ценностей, которыми живет еще по милости Божией наш народ. Тех духовных ценностей, которые идут от наших предков, тех ценностей, за которые проливали кровь наши мученики и новомученики Церкви Русской.
Сегодня, вспоминая имя святителя Филиппа, мы обращаем к нему молитвы, чтобы он предстательством своим пред лицом Божиим сохранил державу Российскую от всяких напастей и извне, и изнутри, чтобы сохранялось единство народа, единство Церкви нашей, чтобы власть имела своим приоритетом заботу о сохранении Отечества нашего как независимого государства, а также о сохранении тех ценностей, которые впитаны в духовную культуру наших людей и которые во многом были сформированы под духовным влиянием Русской Православной Церкви. Памятуя о подвиге святителя Филиппа, мы сегодня возносим особые молитвы и о властях, и о воинстве, и о народе нашем, дабы в мире, единомыслии, духовной чистоте и вере протекала наша национальная жизнь, формируя ту внутреннюю силу, которая способна обеспечить полную независимость и свободу нашего народа.
Молитвами святителя Филиппа, всех Московских святителей и всех святителей, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Отечество наше и Церковь нашу от всяких напастей, бед и зол и да укрепляет всех нас на пути духовного совершенствования и приближения к Богу, через которое испепеляется и исчезает грех и всякое человеческое беззаконие.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси