На Страстной седмице, в Великий Четверг, Церковь вспоминает события Тайной Вечери, центральное из которых – установление Спасителем таинства Евхаристии.
Тайная Вечеря была последней ветхозаветной пасхальной трапезой, которую Иисус Христос совершил вместе с учениками. Далее последовали взятие Его под стражу, распятие и крестная смерть. В Священном Писании о последней трапезе Господа упоминают все четыре евангелиста, а также апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. Евангелист Иоанн, однако, рассказывает еще об одном событии, о котором молчат остальные, – омовении Спасителем ног Своим ученикам (см. Ин. 13, 2-20). Этот евангельский эпизод послужил основой для появления в Православной Церкви чина умовения ног.
Сюжет
Господь «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Когда очередь дошла до апостола Петра, тот начал прекословить: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Спаситель ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною», после чего апостол Петр попросил Учителя омыть «не только ноги мои, но и руки и голову». Господь ответил: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив омовение, Христос преподал ученикам урок смирения: «если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример…» Сказав это, Спаситель возмутился духом и засвидетельствовал, что один из учеников предаст Его.
Возможно, этот пример смирения был ответом Господа на возникший среди учеников в очередной раз спор. В иудейской среде практиковались ритуальные омовения ног при входе в дом после пыльных дорог, по которым ходили люди, считавшиеся ритуально нечистыми. У богатых ноги гостям омывал слуга, или же сам хозяин дома, если он хотел выразить особое почтение. Ученики омывали ноги своему учителю. Христос же нарушил привычные нормы. Он прервал трапезу, чтобы Самому омыть ноги ученикам.
Господь исполняет служение раба, уничижая Самого Себя. В этом смысле, символически, омовение ног указывало на приближающиеся распятие и крестную смерть Христа, через которые будут очищены и получат вход в жизнь вечную все люди, в том числе, и Его ученики. Это позволяет понять ответ Господа апостолу Петру.
Омовение ног предваряет историю страданий Творца, в которой Бог являет Свою безграничную любовь к падшему миру. Интересно, что Господь начинает омовение с младших учеников и завершает старшими. Среди них и предатель Иуда Искариот, но это не изменяет его гнусного намерения.
Основными темами при толковании рассказа об омовении ног стали темы смирения и жертвенного служения ближнему, которым учит нас Господь на собственном примере. Об этом говорят и богослужебные тексты. В связи с этим евангельским эпизодом святые отцы также говорили о Крещении и необходимости внутренней чистоты перед тем, как приступить к Евхаристии.
Как появился чин?
Омовение ног, которое совершил Господь, в христианской среде постепенно превратилось в литургическое действие. Так, например, в IV–V веках на Западе в городах Аквилея, Медиолан и Иппон встречалась практика омовения ног только что крестившимся. На Востоке она отсутствовала, хотя толкования, связывающие рассказ об омовении ног с таинством Крещения, существовали.
Современный чин умовения ног, совершаемый в Великий Четверг, не связан с древней крещальной практикой. Он возник в Иерусалиме в VI–VII веках и, по мысли отечественного литургиста, священника Михаила Желтова, явился «отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде».
В Иерусалиме этот чин служили сразу после литургии Великого Четверга. Он включал в себя чтение соответствующего отрывка из Евангелия от Иоанна, ектению, молитву, само омовение ног и заключительный тропарь.
Приблизительно в VIII веке этот чин перешел в практику Константинополя, где, в отличие от Иерусалима, первоначально совершался не после, а до литургии Великого Четверга, что отражено в Типиконе Великой Церкви, в первоначальной редакции Студийского Устава и в Евергетидском Типиконе. По сравнению с иерусалимским чином, константинопольский стал более сложным.
Впоследствии чин умовения ног был заимствован из Константинополя Русской Церковью. В ХХ веке это литургическое действие фактически перестало совершаться у нас, традиция сохранялась лишь в отдельных епархиях.
В 2009 году, впервые в новейшей истории, Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил этот древний чин в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после окончания литургии Великого Четверга.
Как и когда проходит чин?
Сейчас этот трогательный чин совершается в кафедральных соборах при архиерейском служении в конце литургии святителя Василия Великого в Великий Четверг. Он призван напомнить нам о безмерном снисхождении Спасителя, омывшего ноги Своим ученикам на Тайной Вечери, а также показать ценность и высоту христианского смирения.
Чин умовения ног совершается посреди храма после заамвонной молитвы. Хор исполняет песнопения Великого Четверга (ирмос и два тропаря пятой песни канона этого дня и стихиры). Диакон возглашает мирную ектению, затем архиерей читает две вступительные молитвы (одну во всеуслышание и главопреклонную тайно). Далее молящиеся слушают соответствующий отрывок из Евангелия от Иоанна.
Архиерей, который является литургическим образом Спасителя, сняв с себя верхнюю часть облачения (омофор, панагию и саккос) и препоясавшись длинным белым полотенцем (лентием), умывает и вытирает этим полотенцем ноги двенадцати священников, которые символизируют собравшихся на вечерю апостолов.
После того, как омыты ноги одиннадцати священников двенадцатый, который по чину символизирует апостола Петра, отказывается от омовения. В соответствии с евангельским рассказом, после слов Господа «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», он просит омыть не только его ноги, но и руки, и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
После омовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина, в которой испрашивается у Господа Иисуса Христа омыть «всякую скверну и нечистоту наших душ», отерев их «лентием любви».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»