Сокровище на Небесах

    Одна из целей притч «о сокровище» и «о жемчужине», как кажется, – поддержать учеников, которые пошли за Христом, оставив все: привычный образ жизни, способ заработка, родственников, дом.

     

    Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее (Мф. 13, 44-46).

    Тремя притчами «о сокровище, зарытом на поле», «о жемчужине» и «о неводе» заканчивается группа притч 13-й главы Евангелия от Матфея, посвященных Царствию Небесному. Сегодня мы разберем две из них. В предыдущих притчах говорилось о различных сторонах принесенного Христом на землю Царствия: о всходах в сердцах людей семян учения, посеянного Спасителем, о плевелах, которые всевает диавол, о качественном изменении жизни человека в свете откровения Христова.

    В притчах о сокровище и жемчужине Господь обращает внимание на ценность самого Царства, а также на то, чем человек должен пожертвовать, чтобы получить это Царство. По структуре эти две притчи похожи: обе говорят о ценности (образы сокровища и жемчужины); обе говорят о находке; обе говорят, что для приобретения этих ценностей нужно продать все, что имеешь. Поэтому принято рассматривать эти притчи вместе.

    Образы притч Спаситель взял из повседневной жизни Своих современников. В древности люди часто закапывали в землю сокровища. Особенно если их городу и стране грозила опасность. Иосиф Флавий в «Иудейской войне», описывая последствия разграбления Иерусалима римскими войсками, упоминает о том, что «из неимоверных богатств города еще многое было найдено в развалинах; многое римляне сами откапывали, но в большинстве случаев указания самих пленников вели к открытию золота, серебра и других очень ценных предметов, владельцы которых ввиду безызвестности исхода войны закопали их в землю». Даже в наше время археологи и кладоискатели продолжают находить древние сокровища, которыми по каким-либо причинам не смогли воспользоваться спрятавшие их когда-то владельцы.

    Почему человек из притчи должен утаить найденное сокровище? С бытовой точки зрения стоимость поля с кладом оказалась бы настолько высокой, что уже нельзя было его купить.

    Жемчуг в древности высоко ценился, торговля им была прибыльной, но и для того, чтобы его добыть, нужно было приложить много усилий. Жемчуг различался по размеру, форме, цвету и блеску. Поэтому человек из второй притчи, видимо торговец жемчугом, продает все и покупает прекрасную жемчужину, думая, что она с избытком покроет все его расходы.

    Как понимать эти две притчи? В русских дореволюционных толкованиях читаем, что обе они имеют общее значение: «Как в обыкновенной жизни человек жертвует своим имением для приобретения чего-либо важного, дорогого; так и Царство Божие, т. е. христианская вера и блаженство небесное, должны быть так дороги для человека, что для них он должен жертвовать всем земным, всеми земными благами, ничего не жалея».

    Александрийский пресвитер Ориген считал, что поле в притче символизирует буквальный смысл Священного Писания, а сокровище, которое мы должны найти, – аллегорический смысл текста. Блаженный Иероним Стридонский в «Толковании на Евангелие от Матфея» пишет, что сокровище в притче есть или Бог Слово, скрытый в плоти Христа (Кол. 2, 3), или же сокровищница Священного Писания, в которой заключается познание о Христе Спасителе; и если кто найдет Его в ней, тот должен презреть все выгоды этого мира, чтобы иметь возможность возобладать Тем, Которого открыл. А следующее затем: нашедши которое человек скрывает говорится не в том значении, что человек делает это по зависти, а в том, что он по страху желающего сохранить и боящегося потерять скрывает в своем сердце Того, Которого предпочел своим прежним богатствам.

    Святитель Григорий Двоеслов, епископ Римский, рассуждая над словами об утаенном сокровище, понимает их в контексте христианской духовной жизни: «Найденное сокровище скрывается для сбережения, потому что кто не скрывает ревностное стремление к небу от человеческих похвал, тот недостаточно охраняет его от злых духов». По возможности христиане должны совершать добрые дела и молитвенные подвиги втайне от других, делая их ради Бога, а не ради людской похвалы. Как и Господь заповедал нам поступать: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф. 6, 1-4).

    При сравнении двух притч видно, что в первой Царство Небесное представлено как неожиданная находка, а во второй – как результат поиска. Люди по-разному обретают Царство Божие: кто-то его ищет, а кого-то оно настигает.

    Притча о сокровище, спрятанном на поле, говорит еще об одной принципиально важной вещи – обретение Царства Небесного связано с величайшей радостью для человека. Царство – это реальность иного мира, которая охватывает и преображает всего человека. Эту реальность нельзя свести лишь к нравственному учению или какой-то размытой религиозности. Небесное Царство – это Сам Христос, поэтому общение с Ним для человека подобно чистому воздуху, без которого невозможна полноценная человеческая жизнь. Неслучайно в Евангелии Спаситель часто указывает на Себя как на высшую ценность: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6); Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет… Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 9-10); Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1); истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53-56).

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»