По дороге в Эммаус

    На своём долгом веку дорога успела повидать многое. Она помнила, как год за годом усталые путники шли по ней в Иерусалим на праздник. Как неспешно вышагивали по её пыльной спине огромные верблюды, идущие караваном из далёкого Египта. Помнила она и тяжёлую поступь римских легионеров, увешанных оружием.

     

    Два печальных путника

    Сейчас в Иудею пришла весна. Шелестели на деревьях молодые листья, солнышко днём пригревало уже по-летнему. Дорога вела из Иерусалима к селению под названием Эммаус, что означает – Тёплый Источник.

    Вот идёт семья – папа, мама и трое мальчишек, весело гоняющихся друг за другом. А вот крепкий молодой мужчина ведёт в поводу ослика, на котором сидит его пожилой отец. Вслед за ними – несколько женщин, тихо переговаривающихся друг с другом. Все они несколько дней назад пришли в Иерусалим из своих родных мест, чтобы в иудейский праздник пасхи вознести в великом Иерусалимском храме молитву к Богу. А теперь направляются обратно домой, чтобы вернуться к своим обычным делам. И хотя все они выглядят такими разными, есть в них что-то общее. Ведь все они идут с праздника.

    Лишь двое мужчин выделяются среди всех путников, словно тёмное пятно на ярком цветном ковре. Лица у этих двоих были такими, словно жизнь для них уже закончилась и ничего хорошего впереди их не ждёт. Так выглядят люди, потерявшие что-то очень важное, без чего жить дальше не имеет смысла. Молодые, полные сил мужчины почему-то шли, словно старики, неохотно отрывая ноги от дорожной пыли. Казалось, им просто некуда идти в этом цветущем весеннем мире. Да в общем-то, так оно и было.

    Эти двое были учениками знаменитого Иисуса из Назарета. Того самого, Который исцелял неизлечимо больных, ходил по воде Галилейского моря, мог пятью хлебами накормить тысячи голодных людей, наконец – воскресил человека, который к тому моменту уже четыре дня как умер. Того самого Иисуса, Который ещё неделю назад входил в Иерусалим как долгожданный царь – Мессия, а люди приветствовали Его радостными криками и стелили перед Ним свои одежды на дорогу. Казалось, ещё совсем немного, и Иисус станет царём Израиля.

    А они, Его ученики – самыми близкими помощниками Мессии. Но вдруг все их планы рухнули. Всемогущий Иисус почему-то дал Себя схватить слугам первосвященника. Потом не стал оспаривать ложных обвинений, которые Ему предъявили. На суде у римского прокуратора Пилата Иисус тоже молчал, даже не пытаясь избежать страшной казни. Не сопротивлялся, когда римские солдаты избивали Его во дворе претории. Наконец, дал распять Себя на кресте. И умер той смертью, которая считалась позорной даже у преступников. Как же так? Как же можно было убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья по осени! Почему же так получилось? И как теперь жить дальше?

    Вот о чём говорили двое печальных путников по дороге в Эммаус. И ответов на эти вопросы у них не было.

     

    Кто этот странник?

    Когда они разговаривали и рассуждали так между собою, к ним подошёл ещё один путник. Выглядел он совсем обычно и по виду ничем не выделялся среди прочих людей, идущих домой с праздника. Но дорога слышала на себе его шаги. Они были совсем другими, не такими, как у всех. Это был… воскресший Иисус! Тот самый, о Котором так горевали Его ученики. Но это их горе было столь велико, что застилало им глаза. И они не узнали Иисуса, даже когда Он Сам подошёл к ним и завёл разговор:

    – О чём это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны?

    Один из них сказал Ему в ответ:

    – Ты ведь и сам был в Иерусалиме на празднике. Неужели ты ничего не знаешь о происшедшем там в эти дни?

    Иисус спросил:

    – О чём же?

    И они высказали Ему всё своё горе. Иисус внимательно посмотрел на них, чтобы убедиться – всё ли они уже сказали или будут говорить ещё. И лишь после этого начал говорить Сам.

    Александр Ткаченко

    По материалам журнала «Фома»