Преподобный Паисий Святогорец, прославленный в лике святых в 2015 году – наш современник. Этого греческого подвижника любят и почитают христиане всего мира. Он стал настоящим наставником, старцем как для множества людей, которые знали его, так и для тех, кто никогда его не видел. Так происходит благодаря книгам – житию и поучениям старца. Эти книги – настоящая азбука духовной жизни для современного человека, очень простая и удивительно глубокая.
Житие – это жанр духовной литературы, повествующий о жизни святых. А в святости старца Паисия знавшие его люди не сомневались задолго до его прославления.
Он был настоящим монахом, много лет жил отшельником и всю жизнь бежал от людской славы: «Один человек в Суроти в лицо назвал Старца святым, и Старец заплакал. Да и что он мог сделать? Как он ни старался, жить в безвестности ему уже не удавалось». В его келью Панагуда на Святой горе и в основанный им монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти многие десятилетия шли люди – с вопросами, нуждами, болезнями, горем, страхом за близких… И свидетельства о помощи старца и при жизни, и по смерти, неисчислимы. Множество священнослужителей и мирян с любовью спешили поделиться воспоминаниями, узнав о том, что готовится житие старца Паисия. Вот почему эта книга состоит, по сути, из кратких жизненных поучительных историй.
Арсений Эзнепидис (так звали его в миру) родился в 1924 году. Духовным наставником его благочестивых родителей-крестьян был преподобный Арсений Каппадокийский. Он дал крестнику свое имя, сказав, что хочет оставить после себя монаха, который пошел бы по его стопам. И Арсений-младший чувствовал горячее стремление к монашеству с самых юных лет. Однако он принял постриг в возрасте примерно тридцати лет – отслужив в армии в военное время, потрудившись на земле, поработав плотником, и главное – упокоив старость своих родителей, исполнив сыновний долг.
Его представления о монашестве были очень высокими. «Даже если бы человек, вынув из своей груди сердце – огромное, как солнце, и столь же ярко сияющее, – отдал его Христу в благодарность за его великие благодеяния, этого все равно оказалось бы недостаточно», – говорил старец.
Издатели жития признаются, что сознательно не упоминают о некоторых подвигах старца, «потому что они превосходят обычную меру подвижничества и могут быть истолкованы неправильно». Его жизнь – непрестанная борьба и принуждение себя: труд, пост, бдение, молитва, утешение страждущих: «Он не оказывал своему ″скудельному сосуду″, то есть своему телу, самолюбивого снисхождения и давал ему меньше того, в чем оно действительно нуждалось». Наибольшего напряжения его аскеза достигла в Синайской пустыне. Жизнеописатели говорят, что там монах Паисий не имел «ничего из вещей века сего». Всю жизнь его сопровождали тяжелые болезни – но он предпочитал не замечать их. Так происходило преодоление человеческой немощи, в которой, как известно, совершается сила Божия.
Схомонах Паисий стремился к пустынножительству – но по воле Божией большую часть жизни провел среди людей: они стремились к нему, искали его в тех уединенных и иногда труднодоступных местах, где он нес свой монашеский подвиг.
В какой-то момент старец перестал отвечать на приходящие к нему письма, чтобы высвободить время для молитвы: он молился за всех, кто писал ему. Именно молитву он считал главным приношением монахов миру. Однако не случайно люди шли к нему за советом: иногда ответ старца был кратким, но столь ярким и образным, что никаких сомнений, как поступить, у вопрошающего не оставалось. С каждым он говорил на том уровне, на каком человек мог воспринять его слова. Например, так старец беседовал с сотрудником телефонной сети: «Если кабель заржавеет, то ведь хорошего контакта не будет? Придется счищать с проводов ржавчину. Так вот и человек, если он покрыт ржавчиной грехов, то ее надо счистить покаянием и исповедью, для того, чтобы у него был ″контакт″ с Богом».
Рядом с ним люди чувствовали покой и умиротворение, присутствие Самого Бога. А иногда и на опыте убеждались, что поистине «всякое дыхание» хвалит своего Творца.
«Однажды во дворе Панагуды был и вот какой случай. Один университетский профессор в разговоре со старцем стоял на своем:
– Помилуйте, геронда, но я-то ведь человек образованный! Поверить в то, что есть Бог? Увольте – не могу!
– Ну и ну, благословенная душа… – сказал, наконец, старец. – Да даже ящерица, если ее спросить, скажет нам, что Бог есть. Так что ты у нас глупее ящерицы…
Посмотрев по сторонам и увидев среди камней ящерицу, преподобный позвал ее: «А ну-ка! Да – ты, ты! Иди сюда!». Ящерица, как разумная, тут же подбежала к старцу. «Скажи-ка нам, Бог есть?» – спросил ее отец Паисий. Ящерица вытянула шейку и стала делать головкой движения, похожие на утвердительные кивки. Профессор смотрел на все это, окаменев, а потом начал плакать.
– Видишь теперь, что ты глупей, чем пресмыкающееся? Ящерица – и то знает, что есть Бог, а ты – ученая твоя голова! – еще этого не понял?»
«А в другой раз его посетил чиновник, который был крайне унижен начальником департамента, “зарубившим” его продвижение по службе. Отец Паисий выслушал его с большим вниманием, потом ласково приобнял за плечо и провел в церковь. Там он показал чиновнику на Распятие и с состраданием и любовью сказал: ″Погляди: вот Христос, и Он простил Своих распинателей. Ты что, совсем не можешь простить этого человека?″ Сердце чиновника из холодного и каменного вдруг превратилось в горячее, как огонь, и мягкое, как воск. Он заплакал и сказал: ″Геронда, я его прощаю″»…
Старец отошел ко Господу в 1994 году. Он в мучениях умирал от рака в больнице – но даже туда приходило множество людей, которые рассказывали ему о своих скорбях. Старец утешал их, и с его лица не сходила улыбка. Лишь последние дни своей жизни он провел в монастыре Суроти в уединении, которого так желала его душа. В боли призывал Пресвятую Богородицу, размышлял о страданиях святых мучеников. Придя в себя в день кончины, он произнес: «Мученичество, настоящее мученичество», – и мирно отошел ко Господу.
– Геронда, дайте мне Ваш последний совет, чтобы я его помнил, – просил Старца, зная, что тот уходит, один из его духовных чад.
– Будем иметь духовное благородство. Имея его, мы пребываем в родстве со Христом…
***
На русский язык переведены и многократно издавались житие преподобного Арсения Каппадокийского, составленное старцем Паисием, его письма и сборники бесед с сестрами основанного старцем монастыря Иоанна Богослова в Суроти. Эти книги – «Слова» – составлены как сборники вопросов и ответов, поэтому читаются очень легко. И думаю, каждый читатель найдет в этих книгах ответы на собственные вопросы.
Том 1 носит название «С болью и любовью о современном человеке». Книга говорит о том, чем живет наш современник, с какими искушениями ему приходится бороться.
Том 2 – «Духовное пробуждение». В нем говорится о том, как важно освободиться от духовного глубокого сна, в котором находятся люди, и как это можно сделать с помощью Божией.
Том 3 – «Духовная борьба». Здесь речь идет об опасности греха, о том, как выйти из греховной тьмы, об испытании совести.
Том 4 посвящен семейной жизни.Том 5 подробно раскрывает понятия страсти и добродетели. Том 6 полностью посвящен молитве.
Эти книги можно найти в церковных лавках и приходских библиотеках епархии.
Наталья Горенок
Газета «Православный Симбирск» № 20 (532) 28 октября 2020 г.