Главная / Слово Архипастыря 2023 год / Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Правда ли, что нельзя подавать записки за тех, кто не причащается? Почему дети уходят из храмов в подростковый период? Как сохранить целомудрие до брака?

    Отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

    Разъясните, пожалуйста, такую ситуацию. Не так давно в церкви (не нашей епархии) хотела заказать обедни, на что мне был задан вопрос: причащаются ли те, за кого я хочу подать записку? И далее последовало разъяснение, что те, кто причащается менее 4 раз в году, не поминаются на проскомидии, таково постановление Церкви. Я была в недоумении, не слышала об этом раньше. Хотелось бы узнать достоверный ответ. Галина

    – Уважаемая Галина! С древнейших времен Церковь молится за Божественной литургией за всех православных христиан, сподобившихся таинства Крещения. Мнение, о котором Вы говорите, не соответствует ни современной, ни исторической практике церковной жизни и чрезмерно сужает границы Церкви.

    Я пришел в Церковь давно. В 1970-1980-е годы ее наполняли в основном женщины в возрасте. Их дети, внуки не были верующими — они были пионерами, комсомольцами, партийными людьми, которые часто смеялись над верой. Тогда говорили: вот старухи умрут, и Церковь закроется. А эти старухи молились за своих родных Богу, подавали за них записки, сорокоусты, ездили по немногим оставшимся монастырям, чтобы и там подать за них поминовение, крестили тайком их детей. Сегодня можно составить массу гневных филиппик по этому поводу: мол, они делали всё неправильно, какой в этом смысл… Но такой была церковная жизнь на протяжении всего ХХ века в нашей стране. А сегодня многие убеждены, что верующие бабушки буквально вымолили их семьи, помогли им прийти к Богу, что те молитвы и «записочки» были совсем не напрасны.

    Священники, которые запрещают принимать записки за людей пока еще нецерковных или бывающих в храме лишь время от времени, стоят на крайних позициях. Согласиться с этими «ревнителями» – значит, признать, что прежде церковная жизнь была никуда не годной, всё это можно перечеркнуть, а вот теперь в священство пришли люди, которые «знают, как правильно». Но это неверно.

    Кроме того, я спросил бы этих батюшек: относятся ли они так же бескомпромиссно к самим себе, к своему служению, или строги только к своей пастве? Всегда ли они совершают крещение полным погружением, как того требуют каноны? Если нет, то священник согрешает — каноны даже предполагают за это извергать из священного сана… Я спросил бы, как часто они исповедуются, всегда ли и насколько полно читают правило перед служением, и так далее. К сожалению, мы сами, духовенство, не делаем очень многих необходимых и установленных правилами вещей.

    Поэтому прежде всего я советовал бы таким «ревнителям» прочитать «Учительное известие», где говорится о том, каким должен быть священник, каким должно быть его внутреннее состояние перед совершением Божественной литургии. Нужно научиться быть строгим к самому себе, чтобы не выдвигать непомерно строгих требований к тем, кто приходит в храмы.

    Почему наши дети уходят из храмов в подростковый период? Что с этим делать? И как научить своего ребенка не поверхностной вере?

    – Это очень важный и непростой вопрос.

    Во-первых, бывает, что дети не увидели в семье настоящего христианства. Иногда родители приводят свое чадо в воскресную школу, надеясь, что его там очень убедительно напугают, что маму с папой надо слушаться. Однако думать, что посещение воскресной школы само по себе сделает из обычного ребенка верующего воцерковленного человека, совершенно неправильно.

    Воцерковление ребенка происходит в семье. Для того, чтобы стать христианином, он должен видеть, что его родители христиане, видеть плоды этого христианства в обычной повседневной жизни: что его родители — люди справедливые, честные, добрые, что они не ссорятся, не ругаются, не злятся, и так далее. Если в семье этого нет, дети уйдут из храма, как только они получат такую возможность — в подростковом возрасте.

    Во-вторых, надо признать, что наши воскресные школы в значительной мере не отвечают своему предназначению. Они превращаются в учреждения дополнительного образования. Порой там очень мало говорят о Христе, о Церкви, о богослужении. И самое главное — есть очень немного воскресных школ, где священники сами занимаются детьми и преподаванием. В основном настоятели поручают это школьным учительницам на пенсии. Конечно, эти женщины-педагоги молодцы, но они не могут заменить в воскресной школе верующего опытного священника.

    Научить неповерхностной вере может только человек неповерхностной веры — который знает Бога, молится и испытывает нужду в молитве.  К сожалению, я знаком с сыновьями священников, которые даже не знают, что такое утренние и вечерние молитвы, потому что дома их никогда не читали… Думаю, что и у мирян дело обстоит не намного лучше.

    Бывает и другая крайность: когда родители, а чаще всего одинокие мамы, погрузившись в церковность, перекармливают ею своих детей настолько, что те начинают просто ненавидеть Церковь.

    И еще одна причина: подростки уходят, когда в их жизнь входят плотские грехи, которые они не могут и не хотят оставить, и каяться в которых стесняются.

    Вообще, уходят из Церкви, к сожалению, не только подростки, но и взрослые. Уходят даже священники. И главная тому причина — грех, который человек не хочет оставить, и в котором он не хочет каяться.

    Меня зовут Татьяна, мне 19 лет, я из города Хабаровска. Я крещеная и хожу в храм давно. У меня возник такой вопрос: как сохранить целомудрие до брака, если уже пристают мальчики, хотя они православные, ходят на молодежку и так поступают? Как по-христиански ответить?

    – Уважаемая Татьяна! Да, к сожалению, это непросто в наше время, когда добрачные половые связи стали обыденной реальностью. Но несмотря на то, что современное общество принимает их как «норму», в кавычках, — это все равно неправильно. Это нарушение Божьего закона, грех, который потом затрудняет для человека создание нормальной, крепкой семьи.

    Мне хочется надеяться, что далеко не все мальчики испорчены. Как  священник с большим стажем, я знаю, что есть и девушки, и ребята, которые сохраняют целомудрие до брака. Это сложно, трудно в нашем мире, но такие люди есть. Надо просто внимательнее смотреть вокруг себя.

    К сожалению, хождение в воскресную школу и на «молодежку» при храме автоматически ничего не гарантирует. Сегодня там часто делается упор на «внешние» вещи: посиделки, концерты, «организацию досуга». К большому сожалению, все эти молодежные «активности» не изменяют к лучшему самих молодых людей и общую атмосферу.

    На самом деле верующие молодые люди, конечно, должны отличаться от своих сверстников в лучшую сторону. Мне вспоминаются известные видео (их можно найти на ютубе и в соцсетях), на которых молодые христиане в Европе и Америке защищают свой храм от штурма феминисток, выступающих за аборты, или выходят навстречу гей-парадам с крестом и четками. Их оплевывают, избивают, но они готовы стоять насмерть за свою веру. Для нас это должно быть очень ярким образом — как христианину надо противостоять греху, прежде всего, в самом себе.