Главная / Архиерейское служение с 1832-1920 г.г. / Архиепископ Феодотий (Озеров) 1844-1858 г.г.

    Архиепископ Феодотий (Озеров) 1844-1858 г.г.

    Архиепископ Феодотий (в миру Озеров Федор Адрианович) родился в 1797 году (или в 1793 году) в селе Косицы Верейского уезда Московской губернии в семье священника. Образование получил в Московской духовной семинарии. 15 августа 1819 года поступил в Петербургскую Духовную Академию. В 1823 году окончил академию со степенью магистра. 31 июля 1823 году пострижен в монашество с именем Феодотий. 1 августа того же года назначен инспектором Вифанской семинарии и профессором церковной истории и греческого языка; 5 августа рукоположен в иеродиакона; 7 августа – в иеромонаха. 20 марта 1824 года причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря. 23 августа 1828 года назначен ректором Оренбургской семинарии. 18 сентября того же года возведен в сан архимандрита Уфимского Успенского монастыря. Одновременно определен присутствующим в консистории и цензором проповедей. 23 сентября 1831 года переведен ректором Рязанской семинарии, а также настоятелем Рязанского Спасского монастыря, присутствующим консистории, цензором проповедей и благочинным над монастырями. В этом же году проявил особую деятельность в борьбе с холерой. В 1835 году вызван в Петербург на чреду служения и проповедания слова Божия. 11 июня 1837 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хотя был третьим кандидатом. Живой, энергичный по природе, епископ Феодотий в связи с болезнью митрополита Новгородского Серафима почти один пять лет управлял Новгородской епархией. 7 августа 1842 года перемещен на самостоятельную кафедру в Симбирск, которой управлял в течение 16 лет.

    Прибыв в Симбирск, архиепископ Феодотий произнес в своем сердце обет: «Се покой мой, зде вселюся». Этот обет владыка исполнил. Ему предлагали перейти на более видные кафедры, но все предложения он отверг. Это был человек пламенной веры и твердой воли. Своей добротой и простотой в общении он сумел привлечь к себе симпатии как духовенства, так и простого народа.

    По прибытии владыка незамедлительно приступил к своим обязанностям по устроению епархии. Поначалу жить приходилось в Покровском монастыре, который служил архиерейским домом еще архиепископу Анатолию. Это доставляло некоторые неудобства как для архиерея, так и для братии монастыря, поскольку там проводились и заседания духовной консистории. Преосвященный Феодотий выкупил прекрасный особняк у князя Хованского, где и устроил архиерейский дом. В этом же доме он выделил помещения для духовной консистории.

    Большое внимание владыка уделил духовному образованию. На изысканные архиепископом Феодотием средства было открыто училище для девиц духовного звания в Спасском женском монастыре в центре города.

    1 марта 1839 года была упразднена Комиссия духовных училищ, а вместо нее учреждалось Духовно-учебное управление при Священном Синоде. В соответствии с решением нового управления духовными школами, проводилась реформа учебной части. Разумеется, реформа коснулась и жизни Симбирской семинарии.

    Акцент ставился на то, что большинство из окончивших семинарию учеников будет сельским священством (сельские приходы в тот момент были в пять раз многочисленней городских); основательно изучив богословские науки, воспитанники должны уметь говорить с народом на понятном для них языке. Должны преподаваться и вспомогательные науки, которые принесли бы пользу священнику и прихожанам в сельском быту. На духовные семинарии возлагалась функция подготовки не только будущего священства, но и врачей, землемеров, специалистов сельского хозяйства. Для этого, не касаясь других сторон семинарского устава, необходимо было преобразовать учебную часть так, чтобы, соответствуя главному назначению семинарии – готовить юношество к достойному служению Церкви, был характер «общенародности» и в то же время не терялось бы существенное достоинство классического обучения, готовящего лучших учеников к высшему духовному образованию.

    Из семинарского курса главными духовными предметами для сельского священника являются богословие пастырское и собеседовательное, из вспомогательных предметов, обязательных для всех, – начала философии (логика и психология), российская словесность, история, физика, геометрия, греческий и латинский языки. Вместе с тем, нужно было ввести новые предметы, особенно полезные в быту священника, – естественные науки, начало медицины и сельского хозяйства. С 1843 года спецкурсом введено иконописание, с 1850 года – геодезия, с 1860 года – миссионерство. Правила были приведены в действие в семинариях Московского и Казанского округов с 1 сентября 1840 года. Эти правила определяли круг предметов семинарского образования и порядок их изучения.

    Существовавший в семинариях шестилетний курс учения, с разделением его на высшее, среднее и низшее отделения, отделяя на каждое по два года (то есть обучение в три приема: два первые года – класс риторики, два следующих – класс философии и два последних года – класс богословия), оставался в прежнем виде.

    Насколько Симбирская семинария в первые четыре года своего существования отвечала требованиям изложенных «положений», можно видеть из отзыва преосвященного Феодотия, производившего ревизию Симбирской семинарии в июле 1844 года. В докладе Духовно-учебному управлению преосвященный пишет: «Догматическое, нравственное и собеседовательное богословие, а также учение о вероисповеданиях и существующих в России расколах преподаются по книге “О должностях пресвитера” и академическим запискам. Уроки преподаются профессором архимандритом Иоанникием с усердием. К достоинству преподавателя нужно отнести, что по его предметам нет ни одного неуспевающего ученика. Каноническое право (А. Успенский) и патристика (К. Невоструев) – науки, в духовно-учебных заведениях новые; в преподавании первого усмотрено приспособление к прямому назначению воспитанника семинарии. Обучаются данным предметам, равно как и священной археологии (А. Успенский), с успехом.

    Чтение Священного Писания (К. Невоструев) сопровождается не глубоким, но основательным толкованием. Уроки логики и психологии (инспектор Пантелеимон и И. Халколиванов) преподаются достаточно полно, без лишних умствований. Словесные науки (Яков Ильинский и П. Сахаров) достигают поставленной цели: ученики говорят и пишут хорошо, особенно по-русски».

    Из доклада преосвященного Феодотия видно, что в семинарии «учение о вероисповеданиях и существующих в России расколах» преподавалось как отдельная дисциплина. Особенно актуально это было для Поволжья первой половины XIX века. К этому времени относится повсеместная борьба с многочисленными языческими общинами, наступление на различные старообрядческие и другие раскольнические организации и монастыри. Так, в южной части Самарского края, который входил в состав Симбирской губернии и находился под духовным попечением епископа Симбирского и Сызранского, находилось множество сектантских поселений. Особенно многочисленными среди них были «духовные христиане», переселившиеся сюда на рубеже XVIII–XIX веков из Саратовской и Тамбовской губерний. В 1830-х годах возникло несколько крестьянских организаций, основанных на идее общности имущества. Руководителями выступили М. Попов и И. Григорьев. В результате деятельности этого эсхатолого-хилиастического движения была сделана попытка 800 семей переселиться в Закавказье, куда прежде сослали Попова. Григорьев скончался в самарском остроге в конце 1872 года.

    В 1829 году в единоверчество перешел Нижнее-Воскресенский монастырь Самары; в 1836 году император Николай I повелел обратить в единоверчество самый богатый и крупный самарский Верхний Спасо-Преображенский монастырь, который долго сопротивлялся, и Средне-Никольский монастырь. Здесь произошло драматическое столкновение со старообрядцами. Однако все закончилось тем, что все клети, амбары и сараи города оказались забиты раскольниками, а иноки покорились и перешли в единоверчество. Преосвященный готовил опытных миссионеров и ревностно боролся с расколом и с остатками язычества, но, тем не менее, довольно часто доходило до вмешательства властей, и тогда уже не обходилось без драматических столкновений.

    В соответствии с правительственным указом, с 1 января 1851 года была образована Самарская губерния. В состав новообразованной губернии от Симбирской были отделены города Самара и Ставрополь со своими уездами, а также переданы все заволжские территории с городом Мелекесс, за исключением небольшой приволжской полосы – предместья Симбирска в составе трех селений – Канавы, Королевки и Часовни. В свою очередь, от Самарского уезда была отделена территория Самарской Луки и включена в Сызранский уезд Симбирской губернии. С этого момента начинает свое существование и самостоятельная Самарская епархия.

    1 января 1851 года, по приглашению губернатора С.Г. Волховского, преосвященным Феодотием было совершено торжественное открытие Самарской губернии. Епископ Симбирский и Сызранский совершил литургию в Казанском соборе, после чего вручил губернатору икону святителя Алексия, небесного покровителя города, со словами: «Благословляю тебя, боголюбезный граде, святою иконою святителя Алексия, издалече провидевшего и прорекшего величие твое. Его святительское, а с ним и Божие благословение всегда опочивает над тобою. Аминь!».

    До самой кончины архиепископ Феодотий не прекращал своей деятельности по устроению еще молодой епархии. Его трудами было возведено много новых и обновлено старых храмов, открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск чудотворного Казанского образа Божией Матери.

    В 1855–1856 годах Преосвященный Феодотий присутствовал в Священном Синоде. Он стал участником коронации и помазания на царство императора Александра II. В то же время, 26 августа 1856 года, возведен в сан архиепископа. Скончался архиепископ Феодотий 20 августа 1858 года. Погребен в Симбирском Николаевском зимнем кафедральном соборе. По желанию владыки, отпевал его викарий Казанской епархии епископ Никодим, которому еще в семинарии покровительствовал епископ Феодотий. Владыке принадлежат «Поучения и речи» в трех частях: часть 1 – «О вере»; часть 2 – «О надежде»; часть 3 – «О любви» (СПб, 1858).

    В период с 26 августа 1856 года по 4 ноября 1858 года Симбирской кафедрой временно управлял епископ Самарский и Ставропольский Феофил (Надежин).